Бесуа — традиционная народная борьба дуала — народа группы банту, проживающего в современном африканском государстве Камерун. Она представляет собой борьбу вольного стиля, цель которой — заставить соперника коснуться земли спиной. Для этого используются разнообразные приемы с воздействием ногами на ноги соперника, броски с прогибом через себя и другая техника. На схватку участники выходят одетыми в набедренные повязки и пояса.

Соревнования устраиваются во время ряда традиционных праздников, причем во всех случаях соблюдаются определенные ритуалы: исполняются специальные состязательные песни, производится самовосхваление и поношение соперника и т.д. В.А. Корочанцев, много лет проживший в африканских странах, в одной из своих книг пишет: «У баса (близкородственный дуала народ — Прим. авт.) и дуала Камеруна борцовским баталиям предшествует общая пляска. Чемпионы и их доверенные лица танцуют под звуки выдолбленных клапанных барабанов. Болельщики складно славословят своих любимцев: «Чемпион, кто и когда сравнится с тобой? Кто? Скажи же нам, кто? Вот бедные люди из деревни Бассема решили померяться с тобой, и своего никудышного беднягу они осмеливаются называть равным тебе. Да его сдунет даже слабый ветерок. От легкого облачка воды не дождешься. Чемпион, кто сравнится с тобой?».

А из другого лагеря, где верят, хотя и не столь безоглядно, в победу, тоже гремят барабаны и песни: «Сын обезьяны — маленькая обезьянка, но и он хочет взобраться на дерево. Все думают, что он свалится с дерева, но сын обезьяны обязательно вскарабкается до самой верхушки. Не презирай крошечное семечко: однажды из него вырастет большая пальма». Барабаны подбадривают борцов на протяжении всей схватки.

Дуала, живущие на берегу залива Биафра, исстари соревнуются в борьбе «бесуа». Турниры бывают как личные, так и между командами сел и кварталов округа или города. Зрители хлопают в ладоши и хором поют «спортивные песни». Победитель получает почетный титул и становится знаменитостью, ибо в Африке сильных людей уважают».

Соревнования по борьбе бесуа также являются обязательной составляющей некоторых религиозных практик. Например, особый статус имеют схватки во время празднеств парра-парра, имеющих прямую связь с обрядами инициации и мужскими союзами. Во время парра-парра происходит «ряд единоборств между двумя общинами, причем борцы появляются в костюме «ньенго», охраняющем от всякого неприязненного обращения, он состоит из далеко отступающего пояса из сухих пальмовых листьев и прически, соединяющей все волосы в одну вертикально стоящую косу. Единоборство происходит по определенным правилам под наблюдением секундантов, которые вмешиваются при малейшем нарушении правил борьбы»6