Биркозаш (birkozas — «борьба») или харц (harc — «борьба»; «бой») — венгерская народная борьба (Magyar nepi birkozasok). Возникновение борьбы в Венгрии относится к эпохе переселения венгров из приволжских степей в Средне-Дунайскую низменность. Известно, что уже в те времена венгры практиковали борьбу в разных, существенно отличающихся друг от друга, формах: вольного стиля и «на поясах». Большое влияние на формирование и становление различных видов венгерской борьбы оказали влившиеся в разное время в их состав племена и народы: половцы, древние тюрки и влахи, немцы и французы, а также итальянцы.

Итальянский исследователь Роберто Нурчис употребляет термин birkozas для названия стиля рукопашного боя, который, по его словам, создал в XVI в. известный тогда итальянский учитель фехтования и борьбы Мартиус. Этот профессиональный мастер воинских искусств, служивший при дворе венгерского короля Корвина, использовал как основу традиционные венгерские и итальянские методы борьбы, а также технику фехтования.
Довольно сложная история формирования венгерского этноса и весьма разнообразные природные условия различных регионов страны послужили причиной образования локальных субэтнических и этнографических групп (куны -потомки половцев; ясы, близкие по происхо¬ждению к осетинам; гайдуки и секеи, имеющие гуннское происхождение, и другие), каждая из которых имеет свои особенности в языке, обычаях, культуре, в том числе, и в практикуемых видах традиционной народной борьбы.

Соревнования по традиционной борьбе у венгров, как правило, устраивались во время большинства народных календарных праздников, особенно весенних и осенних. В автономии кунов вплоть до второй мировой войны проводились ежегодные общекунские олимпиады, в программу которых включались самые разные традиционные спортивные состязания, куда входила и традиционная кунская борьба.

Наиболее известными и популярными видами венгерской народной борьбы являются борьба «в обхват», где соперники обхватывают друг друга обеими руками крест-накрест и сцепляют кисти «в замок», и «борьба на поясах» с обязательным удержанием захвата за пояс до конца схватки. Приемы с воздействием ногами на ноги соперника разрешались или запрещались в зависимости от местности или этнографической группы.
В венгерской борьбе вольного стиля, упоминаемой иногда как «дворовая борьба» (olre birkozas), разрешено выполнять любые захваты за одежду и тело соперника, в том числе ниже пояса, за ноги. Широко используются приемы с воздействием ногами на ноги соперника — подножки, зацепы. Для победы необходимо бросить соперника на землю.

Отметим, что именно этот вид борьбы лег в основу популярной в Венгрии, так называемой детской борьбы, которая включена в учебную программу многих венгерских средних школ. Называется она грундбиркозаш (grundbirkozas). Участники соревнований разделяются на весовые категории.

Кроме того, в прошлом имела место и так называемая «воинская борьба» вольного стиля. Описание этой борьбы, в которой наряду с обычной техникой допускались самые различные приемы с болевым воздействием на конечности и тело соперника, очень часто встречается в фольклорных текстах, а также исторических романах. Например, в романе «Черный город», написанным известным венгерским писателем Миксатом Кальманом, можно прочитать следующее: «Господам приезжим пришлось до самого обеда смотреть, как благородные воины владеют саблей, для чего наспех было устроено несколько парных схваток, а затем были показаны успехи солдат в вольной борьбе, и это действительно было захватывающим зрелище

Тогда Пали обхватил его у самых подмышек, в борьбе это самый опасный прием, но усатый одинединственный раз ударил и даже не ударил, а просто нажал ему кулаком на лопатку, и Шолтес мгновенно разжал руки, почувствовав такую резкую, пронизы¬вающую боль, как будто его насквозь проткнули длинным острым ножом».

Для победы в биркозаш каждому из борцов необходимо было положить своего соперника на обе лопатки, а иногда и удержать некоторое время.