Бороцямо («борьба» у эрзя) или борьба (у мокша) — народная борьба у мордвы, народа, состоящего из двух основных субэтносов — мокша и эрзя. Бороцямо существовала в нескольких разновидностях. Так в Вадовских Селищах Зубово-Полянского района боролись на поясах, а в Чукалах Большеигнатовского района проходили состязания, полностью подходившие под понятие «вольная борьба». В Кочкурове Дубенского района бытовала борьба в форме рукопашного боя, где разрешались удары руками и броски.

Сейчас сложно утверждать, какие виды борьбы исконно мордовские, а какие заимствованы от соседних народов, например, русских и татар. Н.Н. Паппе еще 1927 г. писал: «Из всех финно-угорских народов мордва живет пожалуй, наиболее разбросано среди представителей других национальностей… .Влияние на весь уклад жизни мордвы оказали татары и русские. Но она все же сохранила свою самобытность — язык, мифология, обычаи».

Согласно В.М. Пивкину, написавшего книгу об известном мордовском борце Михаиле Борове (1896-1941), у мордвы Самарской губернии практиковались такие виды борьбы как «крест-накрест», «в обхват» и «на ломки».

Наиболее известной традиционной борьбой у мордвы является, пожалуй, борьба «на поясах», которая их глазами «напоминала схватку человека с медведем». Такая ассоциация не случайна и объясняется народными преданиями.

Одно из них говорит следующее: «Давным-давно в одном мокшанском селе жил-был мужик. Его семью, как и всех сельчан, кормил лес. Но в один год зима была до того морозная, что мало кто отваживался выйти из дома. А кто отваживался — пропадал бесследно. Говаривали, что медведь-шатун бродит по лесу. Бедный мужик и его семья очень голодали, и однажды он решился — накинул зипун, снял со стены лук, взял колчан со стрелами и вышел из дома. В лесу он скоро добыл зайца, двух тетеревов, а напоследок и глухаря подстрелил. Обвешался мужик своей добычей и в сторону села подался. Но тут ему дорогу преградил медведь-шатун. Он предложил мужику побороться: дескать победишь меня — дальше пойдёшь. Хоть мужик был и силён, но с медведем он, конечно, никак не мог бы сладить. Но делать было нечего — медведь стоял на дороге. Тогда мужик снял свой кушак, опоясал медведя да через бедро бросил в сугроб. Медведь разозлился и снова налетел на мужика. Да только зря — кушак развязать он не догадался. Мужик опять ухватился за пояс и снова повалил медведя. Как медведь не был зол, но договор есть договор: пропустил он мужика. Вернувшись домой, мужик рассказал всем, как одолел медведя. И показал, как нужно бороться на поясах. И с тех пор все мужчины — в каждой семье, в каждом доме — стали учиться бороться на поясах. А летом стали выходить на берег Вада силами мериться. Вот так родилась традиция борьбы на поясах».

Описание борьбы «на поясах», часто с подробными сведениями о правилах и технике борьбы, встречается также в сказании «Сияжар»:

«Тронул пояс кожаный на чреслах

И кивнул: — Поборемся, приятель! —

Был в борьбе на поясах он мастер,

Сколько положил он на лопатки,

Сам к земле никем прижат он не был,

Не нашлось пока борца сильнее

Вплоть до моря по всему Поволжью.

Как схватились жилистые руки

Кожаные пояса на чреслах,

Как уперлись, — двое друг во друга,

Растопырясь, — и пошла потеха.

Пробовал сперва Тархан пришельца:

Вправо тронул — и не сдвинул с места,

Влево — тронул — тот не пошатнулся,

Приподнять хотел — не тут — то было.

Ой как крепки ноги Сияжара.

Будто бы пустили корни в землю!».

Продолжение …