Борьба у племени бороро, проживающего в Боливии и Бразилии на северо-востоке штата Мату-Гросу, а также ряда других индейских народов обитателей берегов реки Арагуайя (племена каяпо, шикрин, тапирапе и др.) всегда была популярной и пользовалась особым уважением: «У народов, живущих возле Рио Арагвайя, южного притока реки Амазонки, каража, кайяпо, тапирапе и бороро, борьба является самым популярным видом спорта наряду с игрой в мяч», — отметил в свое время Х. Неверман.
Любой член общества бороро не умеющий бороться мог столкнуться с целым рядом проблем, препятствовавшим полноценной жизни среди соплеменников. Так, например, слабо разбирающийся в борьбе юноша не мог жениться и продлить свой род: «У отдельных племен, например, у бороро и конела (Восточная Бразилия) юношам не разрешалось даже жениться до сдачи соответствующих испытаний. Самым главным из испытаний были борьба и бег».

Соревнования в борьбе проводились во время традиционных праздников, а иногда и в свободное от работы время (каяпо, шикрин и др.). Как правило, соперниками были представители различных кланов и племен: бороро боролись с шаванте, каража с явайе и т.д. К соревнованиям готовились заранее, отдавая все свое свободное время тренировкам. Вообще, у бороро тренировки в борьбе начинались с самого раннего возраста. Сначала обучением руководил отец, а затем старшие члены общества. Сборы проводились в так называемых «мужских домах» — центральном здании любого селения бороро.

Схватке обычно предшествовал традиционный ритуал: «Индеец становится перед тем соплеменником, с которым он хочет бороться, и вызывает его на бой при помощи криков и танца. Никто не обязан принимать вызов, но, тем не менее, считается позорным отказаться от вызова на бой. Никто не скажет отказавшемуся недружелюбного слова, но все же по презрительным жестам своих соплеменников он поймет, что он поступил против хорошего тона. Это чувство считается у индейцев, которые обычно ведут себя весьма тактично по отношению к каждому человеку, достаточным наказанием» .

Борьба у бороро и родственных им племен представляет собой единоборство в стойке без продолжения схватки на земле, где допускается воздействие ногами на ноги соперника. Знаменитый исследователь Карл фон ден Штейнен, одним из первых среди европейцев наблюдавшим схватки борцов бороро, в одной из своих работ пишет: «Борьба заключается в том, чтобы повалить противника, подставив ему ножку» .

Другой исследователь — свидетель схваток у бороро в начале XX в. отмечает:
«Борьба — в стиле вольной борьбы — была одной из их любимых игр. Они были очень проворны в этом. Их любимая уловка заключалась в том, чтобы захватить друг друга поперек плеч, и опрокинуть своего противника обвив своей ногой вокруг его колена. <…> На соревнованиях по борьбы у бороро было достаточно быть брошенным на землю, чтобы стать проигравшим, и не было существенным касание земли обеими лопатками» .

Естественно, что одними подножками действия борцов не ограничивались: техника борьбы бороро насыщена оригинальными бросками с различными захватами за корпус и конечности соперника.