Бохийн барилдаан («борьба силачей»); монгол ундэсний бохийн барилдаан («монгольская национальная борьба»); халх бохий барилдаан («халхасская борьба») -национальный вид борьбы в Монголии. Известно, что уже в I тыс. н.э. борьба широко использовалась при подготовке воинов, а ее элементы применялись в рукопашном бою (гардан байлдах). Кроме того, борьба часто выступала в роли главного фактора в воинском поединке (ганц ганцаараа тулалдах или ганц ганцаараа байлдах), когда битва между враждующими сторонами-армиями начиналась с того, что вперед выезжали или выходили воины-богатыри, известные своей силой, ловкостью и отвагой, которые вызывали из стана врага желающих померяться силой. Исход такого поединка мог оказать такое влияние на враждующие стороны, что сражение оказывалось излишним.

Уже к XI-XIII вв. монгольская борьба являлась сложившимся спортивным увлечением, подтверждением чему служат различные фольклорные и историко-литературные памятники. Так, упоминания о ней как состязании (тэмицээн; уралдаан) встречается в литературной сокровищнице монголов, летописи «Сокровенное сказание о монголах», написанной неизвестным автором в 1240 г., где можно прочитать следующее: «Однажды на пиршестве Чингисхан предложил побороться Бури-Буке с Бэлгудэем». Рашид-ад-Дин (1247-1318гг.), придворный историк, врач и визирь государства Ильханов, в своем обширном труде «Сборник летописей» (начало XIV в.) упоминает о борьбе, на которую любил смотреть каган, и в которой состязались между собой кипчакские, китайские и монгольские борцы. Таким образом, уже к этому времени в монгольской борьбе состязались не только желающие померяться силами, но и профессиональные борцы, которые за особое вознаграждение демонстрировали свое мастерство при дворах правителей и знатных особ.

Характерным для монголов является и тот факт, что борьба получила распространение среди монашеской братии, последователей проникшего в конце XII- начале XIII в. и окончательно утвердившегося в конце XVI — начале XVII вв. буддизма. В ряде монгольских монастырей (хийд), которых к началу XX в. вместе с отдельными храмами и часовнями насчитывалось более 700, элементы традиционной борьбы влились в монастырское боевое искусство банди-зодоон («бой послушников») или банди-зо, которое практиковали послушники и монахи. В этом боевом искусстве борцовская техника изучалась наравне с ударной. Достоверно известно, что между монахами (лам; гэлэн) и послушниками, представляющих разные большие и малые монастыри, проводились соревнования. Эта традиция исчезла только в период социализма, когда буддийская культура Монголии практически была полностью уничтожена. Правда, в наше время, на волне возрождения буддийской культуры Монголии и традиционной культуры монголов сопредельных стран, эта традиция местами обрела «новое дыхание».

К соревнованиям, которые чаще всего приурочивались к традиционным монгольским календарным и светским праздникам, как монахи, так и миряне готовились заблаговременно. Одним из обязательных условий подготовки было полное половое воздержание. Показательным примером в этом отношении является один из эпизодов в летописи арабского путешественника Рашид-ад-Дина. Там сообщается о некоем борце Филэ, которого хан Хубилай в награду за победы женил на одной из придворных красавиц, полагая тем самым, что таким образом осчастливил не только его, но и ее. Однако Филэ не прикасался к девушке, боясь утратить свою силу. Невеста пожаловалась Хубилаю на такое поведение мужа. Хубилай разгневался на борца, но тот оправдывался, говоря, что сила его пропадет. Тем не менее, Хубилай счел, что продолжение рода важнее и, запретив Филэ впредь участвовать в состязаниях, повелел ему жить с женой и производить наследников рода.

Кроме половых запретов борцы очень часто прибегали к ограничению в общении, удаляясь для тренировок в безлюдные места. Если все же такой возможности не было и борцам приходилось тренироваться среди людей, то их первыми «врагами», которых они всячески старались избегать, были «хар хэл ам» (букв. — «черный язык») — люди, которые порой сами этого не зная, призывали проклятия на головы других, а также «цагаан хэл ам» (букв. «белый язык») — те, кто способны причинить зло излишним восхвалением и восхищением.

Из общефизических упражнений борцов можно упомянуть различные манипуляции с тяжестями: поднятие, перебрасывание, броски в высоту или длину. К числу упражнений можно отнести также тэвэг эшилгэх — упражнение для ног, работе которым в монгольской борьбе отводиться ведущая роль. Заключались эти упражнения в подбрасывании и подбивании ударами ног (ступнями, коленями, бедрами) своеобразного волана тэвэг, представлявшего из себя кусок шерсти, прикрепленный к свинцовой, деревянной или костяной пластине диаметром около 20-25 мм. К специфическим упражнениям, укрепляющим руки, относится сээр-шах — излюбленная игра монгольских мужчин, состоящая в том, что ее участники особым ударом кулака, основанием или ребром ладони, перебивают тщательно очищенный остистый позвонок быка, зажатый в другой руке. Бывает так, что отполированная руками многих удальцов кость переходит из кочевья в кочевье, пока кому-нибудь не удастся справиться с ней.