Бух барилдах («борьба силачей») или барилдах (букв. — «бороться») — один из видов традиционной монгольской борьбы монголын бохийн барилдаан, имеющий распространение у ряда монгольских народов (узумчины, дауры, барга, монгоры и другие), проживающих в автономном районе Внутренняя Монголия (территория КНР). У некоторых народов она известна под своими местными названиями, например, монгоры называют ее валиди, дауры — буке тали (см. Буке тали) и т.д.

По технике и многим ритуалам, она во многом схожа с халхасской разновидностью борьбы (см. Бохийн Барилдаан), общеизвестной как национальный вид борьбы Монголии. В бух барилдах схватка также ведется только в стойке и победителем становиться тот, кто заставил соперника коснуться земли любой частью тела выше колена. И здесь, и в халхасской разновидности борцы в зависимости от количества побед удостаиваются званий, которых их никто уже лишить не может: Аврага («Исполин»), Арслан («Лев»), Заан («Слон») и др.

Однако есть и довольно существенные различия. Так, в отличие от борьбы в Монголии, где захваты руками разрешается выполнять как выше пояса, так и ниже (то есть за ноги), во Внутренней Монголии традиционные правила разрешают производить захваты только выше пояса, что в свою очередь, влияет на особенности техники и тактики этой борьбы.

Кроме того, наблюдаются различия в одежде борцов. В Монголии борцы одеты в специальную борцовскую одежду зодог шуудаг, состоящую из куртки на подкладке (зодог; далавч), которая закрывает руки, верхнюю часть спины и плечи, оставляя открытой грудь, и своеобразного бандажа (шуудаг), который закрывает бедра и оставляет неприкрытыми талию и живот. Во Внутренней Монголии одежда борцов состоит из кожаной куртки (цээжнэ), окаймленной серебряными или медными пластинками круглой формы, пояса из разноцветных полосок, широких штанов (шалбыр) и высоких тяжелых кожаных сапог. На шее у многих борцов часто висят разноцветные ленты с бахромой, говорящие о прежних победах. Ко всему прочему, у местных жителей, в отличие от проживающих в Монголии, традиционно проводятся соревнования и между борцами-женщинами .

Из общефизических упражнений борцов можно упомянуть различные манипуляции с тяжестями, а также изометрические упражнения (сгибание подков, металлических прутов и пр.). С тяжестями отрабатывали также технические действия. Так, в одном из фольклорных текстов можно прочесть следующее: «Мать сшила ему мешок из телячьей кожи, и он забавлялся с ним в степи, где пас овец. Мальчик приходил на пастбище, набивал мешок землей и начинал с ним борьбу. Несколько лет пролетели как один день и мальчик превратился в стройного юношу. К этому времени мешок из телячьей кожи стал ему мал, и он сшил себе новый, из толстой и прочной бычьей кожи».

Важное место отводилось различным кувыркам и катанию по земле. Для большего эффекта «набивки тела» борцы часто катались голым телом по раскинутым на земле волосяным арканам, по твердой каменистой поверхности и т.д. Кроме того, производились различного рода падения на спину, бок, грудь и даже ягодицы.

В прошлом, как и у остальных монголов, в тренировочный комплекс борцов входили также воинские танцы, в том числе с оружием как, например, «бамбай бужиглэх» — танец со щитами. Впрочем, присутствие воинских танцев в борьбе не должно удивлять, поскольку борьба всегда была одной из основных дисциплин воинского воспитания монгольского мужчины .

Самым главным и обязательным элементом поединков был танец дэвиг, который исполняется перед началом схватки, а также победителем после окончания борьбы. Также танец выполняется во время тренировок, нередко с тяжестями: крупное животное укладывалось на шею, а в некоторых случаях на плечи клали камни. Но бариалдаачи -борцы, не всегда рассчитывали лишь на собственные силы и подготовку. Нередко перед соревнованиями они обращались за помощью к шаманам и буддийским священникам, которые могли помочь им своими заклинаниями и снадобьями, увеличивающими силу и сковывающими соперника. Нередкими были и походы к знатокам астрологии («зурхай»), которые могли помочь узнать дни, благоприятные для проведения соревнований, возможность победы в них и т.д.