Бух ноолдон («борьба быков»; «бой быков») или ноолдон — традиционный вид монгольской борьбы монголын бохийн барилдаан, распространенный, главным образом, у ойратов (захчины, дэрбэты, олеты, хойты и др.) — группы монгольских народов проживающих в Монголии и Китае. Являясь по сути общемонгольской борьбой, этот вид существенно отличается от национального вида борьбы Монголии — монгольской борьбы халхасцев. А.В. Бурдуков, лично наблюдавший оба вида борьбы, отмечает: «Но в борьбе у халхасов и ойратов были различные приемы. Достаточно было халхасскому борцу встать на колено, как он считался побежденным. Ойраты же боролись до тех пор, пока кто-либо из борцов не будет положен на спину».

Соревнования по борьбе ноолдон приурочивались к весенним и осенним ритуальным жертвоприношениям. Согласно исследованиям монгольского ученого Г. Мэнэса, происходило это следующим образом: «Примерно за месяц до праздников просто желающие, а также представители различных семей собирались для предварительных тренировок. В зависимости от опыта и силы они распределялись по трем десяткам и, с этого момента, каждая группа начинала придерживаться строго режима, который согласно традиции определял диету, тип физических упражнений, способы технической тренировки и психологическую подготовку. На тренировки борцы выходили с предварительно уложенными волосами, которые заплетались в круговую косу на макушке, образуя пучок. Последний для прочности закреплялся еще несколькими украшениями. Одежда борцов была довольно скромна и состояла из прочных и коротких (не ниже колен) штанов «шалбуур» из выделанных бычьих или оленьих шкур. Для удобства боролись обнаженными по пояс и босиком, штаны при этом снизу подкатывались.

Поединку, как правило, предшествовал целый набор своеобразных ритуалов. Все участвующие в соревнованиях борцы по установленной традиции разделялись на два крыла, и с каждой стороны выходило по одному борцу, которые имели право бороться до трех раз при условии, что один из них не уложит противника с первого захода. Перед  выходом борец, как и в борьбе халхасцев, обязательно надевал свою шапку, а секундант («засуул») зажимал его голову под правой подмышкой и, закрыв голову и плечо борца халатом, выводил его на поле. Кроме того, закрытую халатом голову борца обвязывали накоротке одним концом его пояса, и этот конец придерживал левой рукой. За длинный конец пояса тянули еще три секунданта, поскольку борец начинал продвигаться рывками к своему, еще невидимому, противнику. Когда соперники с закрытыми лицами постепенно сближались, головные секунданты стягивали халаты и принимали шапки борцов, а в это время три секунданта падали навзничь вслед борцу, который начинал выделывать очень своеобразные движения, похожие на танец. Соперники, приподнимая одновременно правую руку и левую ногу, с силой опускали ее вниз, как бы пытаясь проткнуть землю. Меняя в таком порядке положения рук и ног, борцы останавливались у своих секундантов и начинали пристально всматриваться друг в друга.

Затем соперники вставали напротив главного шатра и похлопывая себя по бедрам, застывали в выжидательной позе. Потом резким движением левой руки захватывали пригоршню земли и бросая ее вверх двумя руками, козырьком прикладывали ладони к глазам. Затем «пронзая» друг друга глазами, борцы сближались».

В борцовской схватке побеждал тот, кто положил противника на обе лопатки или же, обхватив руки и ноги соперника, мог продержать его на голове несколько секунд. Если борцы были не в состоянии справиться друг с другом, то секунданты заставляли их взять установленный в таких случаях захват: одной рукой обхватить туловище соперника, а другой — его ногу выше колена (в бух ноолдон очень широко используются броски с захватом руками ног противника).

Сохранились некоторые сведения и о подготовке борцов. В прошлом, как и у остальных монгольских народов, в тренировочный комплекс борцов-ойратов входили: катание по земле для укрепления тела, прыжки, отработка приемов в паре с партнером, а также некоторые танцы, особенно воинские. Обязательным был традиционный для монгольских борцов танец дэвиг, который всегда исполняется перед началом схватки, а также победителем после окончания борьбы. Танец выполняется и во время тренировок, нередко с тяжестями. Однако, главное назначение этого танца, на что указывают многие монгольские исследователи, заключалось в психологической и психофизической настройке борцов. Некоторые специалисты рассматривают его как один из вариантов динамической медитации. К другим методам психологической подготовки борцов относят также чтение молитв и медитацию сидя. Как отмечает уже упомянутый Мэнэс: «Сегодня, к превеликому сожалению, захчины не проводят соревнований среди борцов в стиле «бухноолдон». Многое ушло в прошлое» . Сегодня их место сегодня занято халхасской борьбой бохийн барилдаан.