Бяхlни или дяви — традиционная народная борьба даргинцев, одного из коренных народов Республики Дагестан. Известна в нескольких основных видах.

Так, у даргинцев распространена борьба вольного стиля в стойке, без продолжения схватки на земле. Захваты руками, согласно неписаным законам, выполняются только выше пояса. Правда, на более ранних этапах захваты руками ног все же допускались, о чем свидетельствуют археологические находки. Например, в с.Кубачи (кубачинцы являются этнической группой даргинцев) имеется изображение сцены борьбы (относящееся к Х — ХII в.), где «борец слева правой рукой захватил левую ногу соперника ниже колена». Техника борьбы богата разнообразными бросками с помощью ног. В разных селениях соперники выходили на схватку в повседневной одежде, в специальных борцовских куртках или с обнаженным торсом. Наличие пояса в одних селениях было обязательным, а в других нет. К примеру, в с.Мекеги, с.Акуша боролись без пояса, однако «по договоренности между участниками состязаний пояс завязывался». Как отмечает М.А. Дибиров: «Некоторые старожилы утверждают, что пояс был введен в борьбу, чтобы исключить возможность браться за одежду, которая обычно рвалась в поединках. Иные говорят, что пояс применялся для удобства захвата».

Помимо вольной борьбы у даргинцев встречались борьба «в обхват» и близкая ей по борьба «на поясах». В основном, во всех известных даргинцам видах борьбы для победы необходимо бросить соперника на землю. Правда, в некоторых селениях, таких как с.Акуша, а также с.Маджалис, где проживают кайтаги (которых одна часть исследователей считает субэтносом даргинцев, а другая самостоятельным этносом), поражением считалось уже касание земли коленом.

Борьбе даргинцы обучались специально. Своеобразными школами борьбы, как и у других дагестанских народов, были сезонные сборы неженатой молодежи и взрослых мужчин. В с.Кубачи, например, таковыми были просуществовавшие до 1927 г. «Гулала аку букон» («собрания неженатой молодежи»), членами которой могли быть только холостые молодые люди и мальчики не моложе 10-12 лет. Собрания эти, по обыкновению проводились «летом в промежутке между апрелем и началом покоса (середина августа) <…> от 1 до 2 месяцев, максимально до 3 месяцев». На все время цикла союз снимал для себя дом — «гулала кал», куда переселялись на жительство взрослые участники собрания. Женщинам вход был строго воспрещен.

«Гулала аку букон» — это своего рода «младший брат» и наследник института «чабкун» (досл.- «наступление») или «батирте» («богатыри») — своеобразной военной организации, которая охраняла с.Кубачи, а также вела наступательные военные действия. Членами этой организации были молодые люди от 15 до 25 лет, при этом «число коллектива батирте было постоянным и восполнялось по мере надобности новыми членами вместо выбывающих». Общее их число всегда составляло 40 человек. Е.М. Шиллинг, впервые зафиксировавший и изучивший этот институт, отмечает: «Неженатые юноши, входившие в ее состав, оказывается, занимались, говоря современным языком, «физкультурой» и военным обучением. <…> Как истые мусульмане, старики, мои осведомители, говорили, что занятия «физкультурой» были ежедневно, кроме пятниц. По пятницам разрешалась только стрельба в цель. В остальные дни (летом), после 4 часов пополудни, выходили на площадь и устраивали борьбу, метание камней и другие упражнения» . Следует заметить, что тренировки и состязаний в борьбе у «чабкун» проводились не только летом, но и зимой на снегу: «На выполнение военно-физических упражнений, на игры и на состязания чабкуны шли под звуки барабана. За опоздание, за отставание или ошибки при выполнении упражнения, за проигрыш в играх и состязаниях, как и за другие нарушения, они подвергались различным наказаниям, вплоть до уплаты штрафа. <…> Чабкуны занимались также всевозможными играми и упражнениями на льду и снегу. Практиковались даже борьба и бег на снегу (редко на льду) босиком. К этим состязаниям готовились специально, заранее закаляя ноги в холодной воде».

На определенном историческом этапе функции «школы борьбы» брала на себя мечеть. В с. Кубачи, например, известна Хунала-мечеть из стен которой были извлечены памятники с изображенными на камне сценами борьбы. Над изображением борцов полукругом высечена надпись с пожеланием борцам, «чтобы сам создатель мира был покровителем борцов».

Большую роль в постоянном поддержании «боевой готовности» играли и многочисленные народные праздники, непременной частью которых помимо борьбы, были самые различные игры и состязания. Например, у кайтагов временем соревнований по борьбе были праздник весны «гlевла байрам», праздник прополки «ахьрарцlила байрам», праздник в честь нового урожая винограда «икъри хьурсан бари» и др. Кроме того, традицию имели и особые спортивные праздники. Так у даргинцев Сюргинского участка Даргинского округа возле селения Урари в июле проводился ежегодный праздник состязаний «Хулагlаяр», «Мехъ» (как отмечают этнографы, «спортивный праздник»): «Каждое селение выставляло для участия в соревнованиях определенное количество подготовленных спортсменов, которые тренировались перед этим несколько месяцев подряд, иногда и целый год, и которых в период тренировок брало на свое содержание сельское общество: их по очереди кормили в каждой семье. При объявлении дня соревнования ежедневно доводилось до сведения участников и зрителей, что запрещается появляться в месте проведения соревнования кровникам во избежание пролития, запрещаются ссоры и драки любого масштаба. За нарушение этих предписаний грозило суровое наказание, вплоть до выселения нарушителя вместе с семьей из пределов данного союза сельских обществ. Каждое семейство, член которого принимал участие в соревнованиях, ставило на поляне, где располагались прибывшие, свой «флаг» — шест с повязанным на нем платком. Кроме того, в центре поляны, где проводились состязания, на высоком шесте устанавливался флаг состязаний — «байрах».