Чейены (по-другому, шайены) — индейский народ группы алгонкинов, проживающий в США, в штатах Монтана (северные чейены) и Оклахома (южные чейены). Когда и как зародилась борьба (nehovan, nehowanova) у этого народа неизвестно, но к началу контактов с европейцами в конце XVII в. она была уже довольно популярна в среде индейцев, а умелые борцы пользовались среди соплеменников должным уважением.

Борьба у чейенов была средством воинского и физического воспитания подрастающего поколения, а также развлечением зрелых воинов. Известный исследователь индейцев Северной Америки Ю.В. Стукалин в одной из своих работ пишет:

«Великолепными борцами, с которыми было тяжело совладать, считались шайены. Бороться они начинали лет с семи и продолжали до зрелого возраста, но и потом с удовольствием наблюдали за борьбой и драками ногами. В борьбе ноги (подбивы, подсечки, подножки и подхваты) никогда не использовались, а противника пытались свалить наземь за счет силы».

Однако при том, что техники работы ногами были малоупотребительными в борьбе, умение пользоваться ими в бою компенсировалось весьма любопытной борьбой-боем, известной под названием Евоистсимтсис. Последняя, согласно данным многих исследователей, проводилась довольно часто. В этой борьбе, а по сути игровой драке с некоторыми правилами, руки нельзя было использовать ни при каких обстоятельствах. Удары наносились обутыми в мокасины ступнями ног из позиции стоя, либо в прыжках двумя ногами одновременно. Один индеец «вспоминал, как однажды получил сзади по голове такой удар двумя ногами, что пролетел несколько метров».

В групповых схватках правила позволяли любому из участников при невозможности продолжать схватку сесть на землю, и тогда никто не имел права его ударить, во всяком случае до тех пор, пока он снова не поднимался на ноги. Такое поведение не считалось позорным, если конечно, этот боец не злоупотреблял этим правилом и не садился слишком часто (над такими смеялись и подтрунивали окружающие). Бывали случаи, когда подобные соревнования проводились между членами различных воинских обществ.

Отмечены варианты рукопашных состязаний, когда допускалось применение бутафорского оружия, например, ветки дерева или палки. Историк, антрополог и писатель Джордж Берд Гриннел (1849-1938) в своем труде «Индейцы чейены» пишет: «Юноши и подростки имитировали сражение старых времен. Большинство участников были пешими, многие с оружием из ивовых веток, заготовленным накануне, и только 6 — 8 человек получили право сражаться верхом на лошадях. Пешие «воины» разделились на группы подобно солдатским обществам взрослых и принялись играть в «удар ногой». Они подпрыгивали и старались обеими ногами угодить в соперника. Иногда в этой игре-сражении применяли и ивовое оружие, но юноши старались обращаться с ним как можно осторожнее, чтобы не нанести увечий друг другу».