В чидаобе схватка ведется в высокой открытой стойке, поскольку «сгибаться в защитной низкой стойке по неписаным правилам грузинской борьбы — недостойно мужчины». Кроме того, правилами запрещается производить захваты ниже пояса, атаковать упавшего на колени и повернувшегося спиной, что оговорено в своеобразном кодексе борцовской этики: «Не бьют, не атакуют и упавшего на колени. Как можно? Ведь противник и так уже оказался в позе, недостойной мужчины, и не для него, а для тебя унизительно воспользоваться его неудачей или слабостью. Надо ждать, когда он встанет».

Выйдя в «круг», борцы некоторое время разглядывали друг друга, ожидая нападения соперника и, в свою очередь, примеривались сами, готовясь к броску: «Борцы долго кружатся друг около друга и, наконец, дело завязывается; они переплетаются руками, и после долгих усилий, более ловкий берет вверх. Охватив руками противника, он сжимает его или, ловко подставив спину и перекинув через плечо, растягивает на земле».

Борьба ведется только в стойке с применением захватов за чоху и руки. Основными приемами (панд), своего рода визитной карточкой чидаобы, являются самые разнообразные виды подножек, подсечек, подбивов, обвивов и зацепов. Применяются также приемы и контрприемы против обвивов и подбивов, связанные с обхватом туловища с последующим броском, могверди — броски через бедро в разных вариантах, кисрули — броски через спину с различными захватами рук и туловища, броски через
плечо также с различными захватами, проводимые стоя или с опусканием на колено и мн.др.

Для победы необходимо опрокинуть противника «на лопатки». В ряде мест было достаточно, чтобы соперник коснулся земли спиной хотя бы на мгновение, в других же победитель должен был некоторое время удерживать поверженного в этом положении. В горных районах Грузии встречалось также правило, согласно которому проигравшим считался любой из борцов первым коснувшийся земли коленом, поэтому падение на спину не было обязательным условием победы.

Как отмечают сами грузины, чидаоба — это борьба ловких, быстрых и стремительных, а также умных борцов, физическая сила здесь имеет второстепенное значение. Уже упомянутый лексикограф Сулхан Саба Орбелиани называет борьбу искусством увертливости — «хрики моркиналт хеловнеба».

Схватки по борьбе непременно проходили под музыкальное сопровождение зурны (род свирели) и барабана — доли. Если спросить у грузина, что нужно для борьбы, то он ответит: « -Чидаоба. Что нужно для нашей борьбы? — говорит грузин и отвечает — «нужна подножка!» Что еще нужно для борьбы? Доли (барабан), трио дудукистов (свирель), хорошая чоха — кушак и озорные, крепкие парни».

Хорошие музыканты, а значит и хорошая музыка в чидаобе — это половина победы. Не зря в далеком прошлом у грузинских аристократов «музыканты побежденного богатыря считались добычей победителя». Хотя самую хорошую музыку и профессионализм музыкантов мог свести на нет плохой борец: «Плохому борцу никакая музыка не поможет» — говорят знатоки. Искусный спортсмен успевает между ударами барабана расслабиться, чтобы с новой силой атаковать соперника».

Продолжение …