Чидаоба («борьба») или картули чидаоба («грузинская борьба») — традиционная грузинская борьба, которую с конца XIX в. и до 40-х гг. XX в. в русскоязычной печати называли «кавказской борьбой на чохах» или «грузинской борьбой».

Техника чидаобы существенно обогатила технику советской школы вольной борьбы (см. Вольная борьба) и самбо (см. Самбо). Благодаря успехам грузинских дзюдоистов на международных аренах ей заинтересовались даже японцы. В 1980-х гг. в Токио была создана ассоциация грузинской борьбы чидаоба, которую возглавил известный в прошлом дзюдоист, четырехкратный чемпион мира Сейдзо Фудзи. В те же годы определенный интерес к грузинской борьбе проявляли известный бельгийский дзюдоист, победитель Московской олимпиады 1980 г. Робер ван дер Валле и англичанин Гордон. Интерес столь известных персон был вызван, прежде всего, оригинальной техникой работы ногами (подножки, подсечки, зацепы). Олимпийский чемпион по дзюдо Шота Чочишвили говорил, что «борец, хорошо владеющий грузинской борьбой чидаоба, уже на девяносто процентов дзюдоист».

Как и у ряда других народов Кавказа (например, чеченцев и ингушей), предысторией традиционной грузинской борьбы, согласно преданиям, является поединок их далекого предка со зверем. Интересно, что еще пару столетий назад название современной грузинской борьбы имело именно такое значение. Согласно лексикону Сулхан-Саба Орбелиани (XVII в.) слово чидеба или чидаоба означает «схватка человека со зверем или зверя со зверем», в то время как «борьба двух мужчин» именовалась словом ркена. Если говорить аллегориями, то грузины подчеркивают, что борьбу им подарила сама природа. Интересно в этом отношении сказанное известным борцом Арсеном Мекокишвили: «Чидаоба — не просто борьба. Она — борьба-танец, борьба-песня, борьба-жизнь. Да, да, сама природа подсказывает мочидаве приемы. Как ветвь винограда обвивается вокруг ствола, так и чидаобист проходит свои броски с обвивом ноги соперника: стремительно прогнувшись, бросает его через себя, показывает веселому солнцу пятки атакованного».

В основном варианте чидаобы, который был преимущественно распространен среди крестьянства Восточной и Южной Грузии, а с конца XIX — начала ХХ в. получил повсеместное развитие и стал известен за пределами Грузии как грузинская борьба или чидаоба, поединок выглядит следующим образом.
Борцы мочидаве или, как говорили несколько столетий назад, мочидари (моркинали) выходят на специальную площадку сачидао одетыми в сшитые из крепкого материала куртки (чоха) с засученными рукавами, либо без рукавов. Многие из борцов прошлого считали необходимым бороться босиком, так как, по их твердому убеждению, только так «тогда и земля помогает», а кроме того «лучше [своя] нога ногу [соперника] чувствует».

Обычно перед началом схватки борцы обходили образованный собравшимися на борьбу зрителями круг в пляске — «лезгинке» (сейчас в Грузии ее называют «картули»), или со специальным борцовским танцем «палавнури» (от палаван — «богатырь, силач, [профессиональный] борец»).

Продолжение …