Да крыжа («до креста») — один из видов традиционной народной борьбы белорусов (барацьба, баруканне, борчыння, борошканне, долюнне, долянне и др). Представляет собой борьбу вольного стиля с произвольным захватом за одежду. В некоторых местностях предварительный захват, производимый борцами перед схваткой, регламентировался устоявшимися обычаями. Например, в некоторых деревнях Жытковицкого района Туровщины, в частности, в деревне Малый Малешов (бел. — Малы Малешоу), соперники, прежде чем начать схватку, схватывали один другого руками за одежду «за грудки»: «Беромса вогрудю i борэмса». Из-за этого традиционного захвата и саму борьбу там называют вогрудк или загрудкi.

Правила разрешали проводить различные захваты как выше, так и ниже пояса — за ноги. В технический арсенал борцов (барэц, борэц, стач, стак, крапак, магун, борака («борака, то збора любога чоловека»)) входили разнообразные подножки, подсечки, толчки, различные броски через себя, броски через бедро, а в прошлом в ряде местностей применялись и разнообразные приемы с болевым воздействием на суставы. Схватка продолжалась и после падения соперников на землю.

Для победы необходимо бросить или опрокинуть соперника на землю. При этом, кратковременное касание земли спиной или лопатками поражением не считается. Для полной победы необходимо брошенному или поваленному на землю сопернику развести руки в стороны — «крыжэм» («крестом») и удержать некоторое время в таком положении. По мнению известного исследователя традиционных восточнославянских рукопашных традиций, спортивного журналиста М.Н. Лукашева «такой старинный обычай как бы воспроизводил картину боевой схватки, где было необходимо безусловное подчинение повергнутого противника воле победителя».

Белорусский ученый Я.Р. Вилькин со слов жителя деревни Молодуша, Речицкого района Гомельской области С.Д. Ярошев-ского (1877 г.рожд.) пишет об этой борьбе следующее: «В этом способе противники по сигналу хватают друг друга как могут и любым способом стараются повалить противника спиной на землю, развести ему руки в стороны и удержать их в таком положении несколько секунд» .

Отметим, что по словам одного из наших информаторов из Гомельской области Беларуси, в этой борьбе соревновались не только парни и мужчины, но и девушки. Кроме того, проводились даже схватки смешанных пар — девушки боролись с парнями. Например, в некоторых деревнях Могилевской губернии, подобные схватки можно было наблюдать на праздник Петра и Павла, о чем в начале ХХ в. писал Е.Р. Романов: «В некоторых пунктах Могилевской губернии (например, Носовичская волость) еще бытует борьба девушек с хлопцами в этот день».