Древнеегипетская борьба по праву занимает одно из ведущих мест в мировой истории борьбы. По мнению многих авторитетных исследователей истории борьбы, таких как Х. Лехмусто, В. Шумер, Ф.Комтэ и ряда других, именно в Древнем Египте произошло зарождение борьбы как вида боевого и спортивного единоборства. Конечно, нельзя подврегать сомнению отсутствию факта наличия борьбы как таковой у других народов мира в период до Древнего Египта и во время его, однако это совсем не принижает роли Египта в мировом развитии борьбы. Общепризнанно, что во времена царствования династий фараонов борьба достигла высочайшей культуры развития и многие народы немало позаимстовали у египтян в области борьбы.

Археологические находки, отражающие роль борьбы в Древнем Египте весьма многочисленны. В качестве лишь одного примера можно привести знаменитые изображения на гробнице Амнемхат, Семы XII, построенной во времена правления фараона Снусерта I (1972-1928 гг. до н.э.). В главном помещении этой гробницы, найденной на месте нынешнего селения Бени-Гассан (гробница № 3), было обнаружено целых три ряда рисунков с изображением самых разных приемов борьбы. О влиянии физической культуры Древнего Египта на развитие борьбы в Африке, Европе и Азии, также имеется множество фактов, которые приводят в своих исследованиях ученые самых разных стран. Встречается даже мнение, что выходцы из Египта внесли свою лепту в развитие борьбы в Китае — родине ныне популярного во всех странах мира «ушу».

Как известно, история египетской культуры, отмеченная правлением 31 царской династии, в целом делится на четыре эпохи расцвета государства: Древнее Царство (XXVII — XXIII вв. до н.э.), Среднее царство (XXI — XVII вв. до н.э.), Новое царство (XVI — XI вв. до н.э.), и поздний период (VII — VI вв. до н.э.). Каждая из этих эпох имела свои характерные особенности и выступала определенной ступенью в развитии борьбы. Н.Н. Грабовская, обобщив сведения о древнеегипетской борьбе, выделила следующие этапы в ее развитии в соответствии с указанными эпохами:

1) борьба как общеразвивающее средство;

2) борьба как зрелище;

3) борьба как средство физподготовки армии;

4) спортивные состязания по борьбе .

Многие из египетских мужчин обучались борьбе с детского возраста, о чем свидетельствуют факты существования различных видов детской борьбы как, например: «Когда мальчиков было много, они разделялись на две группы и становились в затылок друг за другом. Игрок, стоявший сзади, обхватывал руками предыдущего, а передние вставали друг против друга, сплетали руки и пытались свалить противника. Те, кто стоял сзади, подбадривали их криками: «Твоя рука сильнее, чем его рука! Не отпускай его!». А противники отвечали: «Наши сильнее! Свали его друг!».

В дальнейшем совершенствование техники и приобретение опыта происходило в состязательных схватках на праздниках. Кроме того, на определенном этапе тренировки в борьбе проводились в военных школах: «В период Нового царства Египет вел частые войны. Поэтому египтяне придавали борьбе, развивающей силу и ловкость большое значение. Были специальные военные школы «Манф», где обучали борьбе».

В качестве общефизической подготовки борцы практиковали различные упражнения с тяжестями: «К сведениям о поднятии тяжестей относится изображение юношей, упражняющихся с грушевидными предметами (мешками с песком или деревянными гантелями) и отрывок из сказки о «Двух братьях», в котором выражено представление египтян о зависимости развития физической силы от количества поднимаемой тяжести».

Соревнования по борьбе, как среди простых крестьян, так и знатных особ, устраивались во время проведения самых разных праздников, а у знати также и во время приема гостей: «В эпоху Нового царства борьба устраивалась не только для фараонов и аристократии, но и как официальное представление для гостей, приехавших из других государств. На фризе гробницы фараон Рамзеса III (приблизительно 1160 г. до н.э.) изображены десять борющихся пар: египтяне, негры и азиаты. Зрители с напряженным вниманием следят за поединками. Необычайную живость сцене придает фигура судьи, который, как сообщается в сопроводительной надписи, напоминает одному из борцов: «Будь внимателен, ведь ты перед фараоном, твоим повелителем!». Финал борьбы выглядит так: чужестранец повержен, над ним стоит победитель — египтянин с радостно поднятыми руками».

Отметим, что хотя по мнению многих исследований состязания в борьбе не носили кастового характера, это не совсем верно. Известно, что представители высшего общества имели некоторые привилегии как в борьбе, так и в других единоборствах: «Так при фехтовании на палицах они получали более длинную палку, в лодочных баталиях — более острые шесты, а при борьбе имели право применять больше приемов и, очевидно, имели возможность освоить больше приемов, нежели их менее знатные партнеры».

Продолжение …