В успешном становлении дзюдо как целостной системы немалую роль сыграла и личность самого основателя, сумевшего заинтересовать многих влиятельных лиц по всей Японии. После эпохи буржуазной революции Мэйдзи в 1868 г. политика страны стала определяться курсом на ее вестернизацию, в связи с чем многие традиционные японские искусства оказались в упадке. В этих условиях система дзюдо Кодокан сыграла сыграла решающую роль в возрождении исторических традиций нации, одновременно сохраняя курс на заимствование науки и рационального устройства общества на основе западных ценностей. Дзюдо в представлении Кано не являлось чисто спортивной дисциплиной, а было призвано служить для совершенствования личности человека в первую очередь, физического и морального оздоровления нации и способом приобщения японцев к достояниям национальной культуры. Идеи доктора Кано по созданию многоцелевой системы физического и духовного воспитания ориентированной на самые широкие слои населения практически всех возрастных категорий, оказались востребованными по всей Японии, начиная от последователей школ боевых искусств, и заканчивая японской интеллигенцией, армией, полицией и простыми горожанами. Основными проводниками учения дзюдо Кодокан стали университеты, военные училища, академии и школы. Воспитанниками школы Кодокан стали десятки и сотни известных японских политиков, военачальников, ученых и педагогов и представителей иных профессий.

В 80-х гг. XIX в. в Японии развернулось движение за возрождение традиционных боевых искусств (будо), которое с 1895 г. возглавила «Ассоциация воинской добродетели» (Бутокукай), которая при поддержке императорского дома она развернула широкую пропаганду будо. В 1898 г. при поддержке Бутокукай в качестве факультативных предметов в программу средней школы были введены фехтование на мечах (кэндо) и дзю-дзюцу. Поскольку опыт их применения был положительным, то было принято решение о создании универсального комплекса физической подготовки учащихся, в создании которого ведущую роль сыгра Кано Дзигоро. Поэтому уже с 1911 г. кэндо и дзюдо стали обязательными предметами программы средней школы. В 1883 г. в дзюдо была введена система разрядов (поясов) для учеников, а в 1900 г. — судейские правила на соревнованиях.

После второй мировой войны популярность дзюдо упала, поскольку наряду с разрухой в стране действовал указ о запрете практики боевых искусств со стороны американских окуппационных сил. Однако, с 1947 г. на американских военных базах появились тренеры, которые начали обучать приемам борьбы военнослужащих. С возрождением дзюдо по всей стране стали также возобновляться соревнования, и уже в 1948 г. состоялся чемпионат Японии по этой борьбе. К 1956 г. дзюдо стало обязательным предметом преподавания во всех японских школах. Следует добавить, что после европейского турне доктора Кано в 1890 г., началалось активное изучение дзюдо за рубежом, и по окончании Второй Мировой войны дзюдо занимались уже в 120 странах мира.

Технический арсенал классического дзюдо Кодокан охватывает три основных раздела: технику бросков (нагэ-вадза), технику «сковывания» соперника (катамэ-вадза) и технику нанесения ударов в жизненно-важные уязвимые точки человеческого тела (атэми-вадза)274. Дополнительно существует раздел техники реанимации при травмах и поражении жизненно важных органов (каппо)275 и раздел базовой подготовки борцов кихон («основы»). Последний включает в себя изучение основных позиций (сисэй), способов взятия захвата (кумиката), линейных передвижений (синтай), способов разворотов (тайсабаки), выведения из равновесия (кудзуси), а также способов самостраховки при падениях (укэми).

Броски в дзюдо выполняются как из стойки (тати-вадза), так и с падением (сутэми-вадза), и в настоящее время включают 67 основных приемов. В первоначальный вариант дзюдо Кодокан входило 40 бросков для соревновательных схваток, называемых «техникой 5 уроков» (гокё-но вадза). При этом, броски в стойке в свою очередь деляться на броски, проводимые в основном руками (тэ-вадза), броски с помощью бедер (коси-вадза) и броски, проводимые ногами (аси-вадза). Броски с падением могут выполняться с падением на спину (масутэми-вадза) или на бок (ёкосутэми-вадза).

Техника сковывания соперника (катамэ-вадза), в свою очередь, делится на три раздела: удержания (осаэкоми-вадза), удушения (симэ-вадза) и болевые приемы на суставы (кансэцу-вадза).
Практическое использование всего технического арсенала дзюдо реализуется на основе трех базовых методов, которые являются основой обучения дзюдоистов: вольных или условно ограниченных учебных поединков (рандори); парных комплексов упражнений (ката); и соревновательных поединков (сиай). Раздел рандори, в котором можно использовать весь технический арсенал дзюдо, предназначен для совершенствования технического мастерства и физической формы борцов в процессе обычных тренировок.

Продолжение …