Екуана, известные также как макиритаре — индейский народ группы карибов на юге Венесуэлы, в верховьях рек Вентуари, Каура и Парагуа (штаты Боливар и Амасонас); небольшая группа проживает в соседних районах Бразилии (майонгонг). Борьба у индейцев екуана пользуется популярностью на протяжении столетий. Ее описание мы встречаем в мифологическом эпосе «Ватунна», в народных сказках и преданиях. По своей форме она во многом напоминает современную греко-римскую борьбу. Борьба ведется в стойке и партере без воздействий ногами на ноги соперника. Впрочем, в некоторых племенах подножки, зацепы и т.п. приемы допускались. Для победы необходимо, чтобы соперник коснулся земли спиной. Отметим, что борьба с такими же правилами практиковалась и у некоторых других индейских народов, принадлежащих к группе карибов, например, вапишана, арекуна, вай-вай и парикута: «…цель борьбы состоит в том, чтобы бросить противника так, что его спина ударилась о землю».

Соревнования проводились в дни некоторых традиционных аграрных и охотничьих праздников, а также в праздник инициации мальчиков, о чем свидетельствуют исследования ученых: «Парни брачного возраста, но не состоящие в браке называются mudeshi, и эти молодые мужчины достигают своего статуса путем удачной охоты, а также выиграв watajaine (соревнования по борьбе). Эти соревнования проводятся обычно во время пиршеств, когда жители далекой деревне пребывают в гости, или когда охотники возвращаются из длительного похода. Охотник или группа участников объявляет о своем прибытии в нескольких километрах от деревни — дует в jana’cwa (раковину, рог). Когда жители деревни услышат этот сигнал они готовятся к прибытию, раскрашивая свои лица и тела натуральными красителями красного цвета, добываемых из растения называемого wishu. Когда прибывающие достигают краю деревни, хозяева начинают ритмично бить в специальные samjuda (двуглавый цилиндрический барабан), и группа визитеров, в конце концов, образуют круг вокруг них. Внезапно один из прибывших схватывает барабан и бросает в гостя. Прибывшие могут также поступить. В конечном счете, три или четыре пары мужчин начинают бороться. В этой соревновательной борьбе каждый борец пытается опрокинуть соперника на землю. Этих поединках могут длиться десять или пятнадцать минут, пока один из борцов не будет повержен или не капитулирует. Женщины также принимают участие в этих состязаниях, но гораздо реже».

Впрочем, для организации поединков екуана не всегда нужен какой-то особенный случай. Часто борьба для екуана является обычным времяпрепровождением. Американский психотерапевт Жан Ледлофф, которая провела два с половиной года в племенах южноамериканских индейцев отмечает: «. мужчины занимаются борьбой, но устраивают не чемпионаты, а просто серии поединков между парами борцов».

В настоящее время борьба екуана включена в школьную программу «Физическое воспитание, спорт и отдых», целью ознакомления детей с традиционными видами спорта и играми коренных народов, а также в официальную программу Игр коренных народов — соревнований, которые в Венесуэле приобрели статус государственных.