Снаряжение коня, подгонка и подбор снаряжения осуществлялись заранее. Для борьбы использовалось обычное киргизское верховое седло («кокон ээр» или «кушбаш ээр») без седельного коврика, обтянутое выделанной верблюжьей кожей. Это широкое седло не сковывало движений всадника и обеспечивало достаточно прочную посадку. Седло закрепляется двойной подпругой («кош басмаил»). Подпруги располагались одна над другой и крепились к средней части ленчика седла. Вплотную к задней луке седла приторачивалась «бокторго», или «бокторунчок» (поклажа — Прим.авт.), которая имела то же назначение, что и во время поединка на копьях. Кроме того, во время самой борьбы всадник занимал в седле самые разнообразные и подчас непредвиденные положения и порой, чтобы не упасть. Ему необходимо было зацепиться ногой за притороченную сзади поклажу. Ее делали из седельного коврика и свернутого в рулон конского потника. Иногда для этой цели использовали рулон выделанной коровьей кожи. Сбруя использовалась облегченного типа, в полном комплекте.

Перед состязанием челку коня заплетали в косички, а хвост, в средней части завязывали узлом. Иногда под седло клали тонкую попону без войлочной подкладки («шалча»).

Во время борьбы всадники были одеты только в кожаные штаны («кандагай»; на изготовление одной пары таких штанов шло 3 — 4 шкуры горного козла). Штанины их спускались поверх голенищ сапог и плотно завязывались в нижней части кожаными ремешками («канжыга — тороки»). Одну нагайку за дрему держали в зубах, другую вешали на луку седла. На голову надевали тюбетейку — топу с пришитыми к ней тесемками, которые завязывались под подбородком.

Пора поминок и тоев длилась в Киргизии с лета до глубокой осени («боз кыроого чейин» — букв. «до самого инея»), иногда до первых морозов и первого снега. Поэтому существовал и зимний вариант одежды для «оодарыша», в котором имелся короткий «чепкен» (род стеганой одежды), сшитый из плотной материи, сотканной из верблюжьей шерсти. Чепкен имел узкие короткие (чуть ниже локтя) рукава, и ворот, который зашивался внутрь. В некоторых случаях такой чепкен, так же как и штаны, шился из шкур горного козла. Полы такого чепкена закручивались вокруг повода, сделанного из толстого волосяного аркана («чылбыр») и заправлялись в штаны, которые закреплялись на поясе с помощью кожаного ремня «бугу ычкыр» (букв. «гашник, сделанный из кожи оленя»). На голову надевали или топу, или, если состязания проходили во время поминок, то плотно завязывали платок. Иногда полы чепкена в штаны не заправлялись, тогда их делали очень короткими (выше колен). Чепкен в этом случае подпоясывали кожаным поясом «куур» или плотным поясом из шерстяной материи так, чтобы во время борьбы за него было удобно ухватиться. Такой пояс надевали и в летнем варианте одежды.

Схватки борцов иногда длились свыше полутора часов. Ничью объявляли неохотно, поэтому борьба, как правило, продолжалась до полной победы. Победивший борец 2 — 3 раза по кругу объезжал галопом зрителей, выкрикивая боевой клич своего рода или племени («ураан»), который чаще всего являлся именем прославленного боевыми подвигами и мудростью предка. Тут же, рядом с местом состязания, в специальном загоне («короо»), стоял скот, приготовленный в качестве приза победителю, или лежали подарки (дорогие вещи, одежда, утварь), которые тут же в присутствии зрителей вручались победителю судьями («даекчи», или «байге башчысы»). После этого участник и его секундант (который также назывался «даекчи», «таекчи») покидали арену состязаний, а на поле выходила следующая пара.

Продолжение …