Эр оодарыш (эр — «мужчина»; «храбрец»; «богатырь»; оодарыш -«переворачивание, сваливание»); оодарыш; оодарышмак; эр эниш; эниш; энишмек (от эн -«опустившись, коснуться земли») — традиционная киргизская борьба всадников. В ней каждый из участников, маневрируя на своем коне и применяя различные захваты выше пояса, пытается опрокинуть своего соперника на землю. Победа также защитывается, когда соперника удается перетянуть и уложить на круп своей лошади. Для более полного представления об этой борьбе, приведем ее описание из монографии доктора исторических наук Г.Н. Симакова «Общественные функции киргизских народных развлечений в конце XIX — начале ХХ в.»:

«Перед началом на арену борьбы выезжал «жарчы» (глашатай — Прим.авт.), который восхвалял участников и их род, перечислял победы, одержанные ими в предшествующих соревнованиях, и напоминал правила честной борьбы. Затем под аккомпанемент музыкальных инструментов выезжали сами участники. Сначала они останавливались на расстоянии 10-15 м друг от друга, затем по команде судьи направлялись друг к другу навстречу для приветствия, которое осуществлялось взаимным рукопожатием. Для опытных борцов это рукопожатие служило своеобразной разведкой и демонстрацией собственной силы.

После этого они разъезжались в разные стороны и без дополнительной команды, быстро развернув коней, устремлялись друг к другу для начала поединка. Целью каждого было стащить соперника с седла так, чтобы он какой-либо частью тела коснулся земли. Это можно было делать любым способом. Однако при этом не разрешалось бить соперника и его коня, хвататься за уши или за нос (браться за лица разрешалось), за сбрую, седло, за шею коня, как своего, так и соперника (так что держаться в седле можно было только силой ног). Нельзя было также дергать соперника за нагайку, которую борцы держали в зубах за кожаную петлю (дрему), так как это могло повредить зубы. Разрешалось хватать за одежду как ниже, так и выше пояса, упираться в корпус коня соперника или в ленчик его седла; можно было в процессе борьбы пересаживаться на коня соперника, но, не отпуская при этом поводья своего коня. Не разрешалось уходить от борьбы. За пассивное поведение на арене состязания засчитывалось поражение. Если один из участвующих сам покидал поле состязания, то ему также засчитывался проигрыш. Такого игрока называли «чок байтал» (буквально «кобыла со стриженой холкой»).

Во время борьбы нельзя было царапаться, смазывать руки жиром или натирать их песком. После выхода на арену нельзя было менять коня и снаряжение.

Во время борьбы допускались такие приемы, как захват одной руки противника двумя руками с выкручиванием суставов, захват ноги или выбивание стремени из-под ноги соперника, захватив руку соперника, прижать ее к луке седла и, пустив коня, силой его движения вытащить соперника из седла.

Самого большого успеха, которого мог достигнуть борец, — это не только вытащить соперника из седла, но и положить его поперек на холку своего коня или на переднюю луку седла. Но такой победы удавалось достигать только очень сильным и ловким людям. Правилами допускалось также сбивание своим конем коня соперника. Поэтому конь для «оодарыша» должен быть тяжелым и сильным («жоон ат», «балабан ат», «кучтуу ат»). Кроме того, он должен обладать устойчивостью, маневренностью, спокойным правом, безукоризненным подчинением поводу и выносливостью. Коней, обладающим всеми этими качествами, еще называли «чыгаан ат» («выдающийся, из ряда вон выходящий конь»). Пугливый, малоподвижный и неповоротливый конь мог подвести борца: не вовремя дернуться в сторону или побежать вперед, или в тот момент, когда необходимо быстро изменить положение, остановиться на месте.

Опытные борцы говорили нам, что в этом виде спорта уменье и сила всадника имеют равное значение с перечисленными качествами коня. Неудачно выбранный конь может подвести даже очень опытного борца, его непредвиденное движение может кончиться для участника не только поражением, но и травмой. Поэтому коней, как и перед состязанием по «эр сайышу» (поединки всадников на копьях — Прим.авт.), предварительно испытывали в пробном поединке. Не имевшие своих коней борцы вынуждены были пользоваться лошадьми, которые им предлагал устроитель торжества, и это всегда было связано с дополнительным риском.

Продолжение …