У эссазамов, одной из африканских народностей группы банту в Камеруне, распространена борьба вольного стиля с произвольным захватом за тело и набедренную повязку соперника. Схватка ведется в стойке без продолжения борьбы в партере. В технический арсенал борцов входят различные броски с одновременным захватом одной рукой за туловище, а другой — за руку соперника, приемы, выполняемые с помощью ног (подсечки, зацепы и т.д.) и другие технические действия. Подробное описание борьбы эссазамов приведено в автобиографическом произведении известного африканского писателя Бети Монго:

«Тут вдруг кто-то вспомнил, что есть одно великолепное развлечение — борьба, в ту пору излюбленный вид спорта эссазамов. Тотчас молодые представители мужской части экамбейонгов отправились на середину главной площади, где рыхлая почва и густая пыль могли умерить силу ударов о землю. Зрители встали в круг, и в центр импровизационной арены вышли двое. Они постояли, поглядели друг на друга, потом каждый захватил длинные руки противника, зажал их под мышками и так обнявшись и пританцовывая, они толкают друг друга, подставляли подножки и употребляли множество иных приемов, пока один, выдернув руку, не коснулся плеча другого и не выиграл бой.

Подошли юноши двух родов, стали сбрасывать рубахи, закатывать рваные брюки или засучивать повыше набедренные повязки. Им тоже разрешали участвовать в играх…

Ибо после поединков индивидуальных борцы перешли к соревнованиям между командами; каждый род составил свою команду».

Соревнования по борьбе устраивались во время различных календарных праздников. Кроме того, матчи между кланами и селениями проводились по договоренности без привязки к календарю. В другом произведении Бети Монго дается описание именно такого матча и подготовки к нему:

«В это самое время вся наша община внезапно загорелась желанием помериться силами с жителями соседнего поселка, принадлежащего племени золо. Когда-то такие бои были традиционным развлечением, но с появлением белых обычай этот почти угас, лишь изредка подавая судорожные признаки жизни… Впоследствии мы узнали, что подлинным зачинщиком этого состязания был наш вождь Мор-Бита, внушивший мысль о возобновлении боев вождю золо, человеку необузданному, обожавшему воинственные забавы.

Поговаривали, что золо весьма искусные бойцы, и мы, отвыкшие от тренировочных учений и от боев, побаивались их грозной славы. Отработка боевых приемов, смотры и отборочные соревнования проходили в резиденции вождя, под его неусыпным руководством.

Впрочем, мой друг, вождь золо, потом еще раз напомнит вам условия состязаний. Вам придется выступить против равного количества противников. Условия самые простые: каждый побежденный тотчас выбывает из состязания, так что победившей будет считаться та команда, в которой под конец останется хотя бы один человек, не потерпевший ни единого поражения, или — почему бы и нет? — несколько таких бойцов…

Тревога оказалась ненапрасной: в первые же два дня почти все наши борцы один за другим вышли из состязаний.»