Эвала (Evala — «новый мужчина») — традиционная борьба народа кабье (кабре), проживающего на Северо-Востоке и в центральной части африканского государства Того. Представляет собой борьбу вольного стиля с произвольным захватом за тело соперника как выше пояса, так и ниже (за ноги). Цель борьбы — повалить соперника на землю так, чтобы он коснулся ее спиной. Наиболее мастерским броском считается такой, когда борец полностью отрывает соперника от земли и молниеносно опускает спиной на землю: «Это правый квартал празднует победу одного из своих «эвала». Тот положил противника самым простым и в то же время самым трудным «королевским» приемом — подняв его над собой и бросив на землю».

Перед выходом на схватку многие из борцов натирают тело мелом, поскольку белый цвет, согласно древним местным верованиям, отпугивает злых духов и приносит удачу. К тому же, это является своеобразной психологической настройкой на победу, так как сам борец уверен, что заручился поддержкой потусторонних сил.

Схватки проходят в рамках устоявшихся правил: «Правила борьбы просты: для того чтобы победить, надо любым способом бросить противника на землю и самому оказаться над ним, а еще лучше — остаться на ногах. Поэтому роль судьи сводится скорее к общему руководству ходом соревнований. Он определяет количество пар, которые будут бороться одновременно, и имеет право прекратить схватку, если ни один из борцов не может добиться преимущества. Время поединка не ограничено, но если он слишком затягивается, а все другие пары закончили борьбу, судья может отослать обоих соперников и вызвать их позднее для новой попытки. Форма у борцов также очень проста: короткие трусы или плавки, за поясом небольшое полотенце — вытирать лицо и тело. Чтобы руки не скользили, борцы напирают их мелким песком, запас которого посреди поля постоянно пополняется распорядителями.

Поверженному противнику полагается помочь подняться, закончив схватку, противники обмениваются рукопожатиями или даже обнимаются».

Ныне соревнования по эвала устраиваются во время традиционных и государственных праздников. Раньше же, наиболее серьезные схватки проводились во время обрядов инициаций юношей, от названия которых и произошло современное наименование данного вида борьбы. Не показавший себя достойно в борьбе мальчик или юноша не мог претендовать на переход в следующую возрастную группу. Случалось даже так, что некоторым из претендентов не удавалось это сделать на протяжении нескольких лет. Н.Баратов в одной из своих статей, посвященных этой борьбе, пишет:

«Судья поднял вверх руку с распростертыми четырьмя пальцами, и с правой и левой сторон к центру вышли по четыре юноши. Они быстро разобрались по парам, и борьба началась. <…> Но это не спортивное соревнование, а один из ритуалов сопутствующих церемонии перехода юношей кабре в следующую возрастную группу — «эвала», что в переводе означает «новый мужчина». Каждый юноша трижды принимает участие в ежегодных соревнованиях. <…> В первый и второй год исход поединков не имеет для «эвала» особого значения, в то же время как на третий год каждый, во что бы то ни стало стремиться победить».

Заметим, что популярность борьбы эвала уже вышла за рамки культурной зоны народа кабье. Сегодня в Того это национальный вид спорта. В справочнике «Тоголезская Республика» отмечается, что: «В стране регулярно проводятся разнообразные спортивные соревнования, в том числе и по традиционным видам вольной борьбы; особой популярностью пользуются ежегодные состязания борцов под названием «эвала». Кроме того, в последние годы в соревнованиях, например, в г.Кара, принимают участие и представители вооруженных сил, где эвала является частью учебной программы.