Галхофа (Galhofa — «веселье, развлечение»), жого да галхофа (Jogo da Galhofa) -традиционный вид португальской народной борьбы (luta). На протяжении столетий она практиковалась исключительно в нескольких деревнях, расположенных на севере современного муниципалитета Браганса (порт. Braganca), в частности в Grijo, Freixedelo, Coelhoso, Parada и Parada Carocedo.

Представляет собой борьбу вольного стиля с продолжением схватки на земле. Разрешается производить захваты руками ниже пояса, за ноги. Удары не допускаются. Для победы необходимо прижать соперника спиной к земле и удержать его в таком положении некоторое время. Это было обязательным условием того, чтобы поверженный признал себя побежденным. В противном случае, когда борец только на мгновение коснулся земли, он мог опротестовать свое поражение, и схватка начиналась заново.

О происхождении галхофы известно очень мало. Согласно исследованиям местных историков, ее корни следует искать у лузитанов — древнего племени, обитавшего на юго-западе Пиренейского полуострова, предположительно с VI в. до н.э. Современные португальцы считают лузитан своими предками. Страбон в свое время писал о них: «У них устраиваются состязания для легковооруженных, тяжеловооруженных воинов и всадников в кулачном бою, беге, перестрелке и в сражении отрядами».

Еще до не давних времен соревнования по борьбе галхофа традиционно устраивались раз в год, в так называемый «праздник парней». Он проходил в конце зимнего святочного цикла, в день святого Эштебана (св. Стефан Первомученник; порт. Santo Estevao) — первого христианского мученика, покровителя неженатых парней. Нередко схватки превращались в междеревенский турнир, когда друг другу противостояли команды парней двух соседних деревень.

Схватки очень часто проходили в помещении, а именно в доме, предоставляемом местной общиной для собрания неженатой молодежи на период зимних праздников. Соперники выходили на схватку босиком, с обнаженным торсом, и боролись на заранее постеленной соломе. Для юношей борцовские схватки были своего рода инициацией, подтверждением их зрелости. Победитель вознаграждался бутылкой местного алкогольного напитка и «роской» — нанизанным на шест плетеным круглым хлебом. Проигравший же выплачивал заранее обговоренный штраф.

Если в прошлом галхофа носила в основном ритуальный характер, то в наше время она стала популяризоваться как спортивная дисциплина. Были разработаны единые правила, систематизирована техника и введены весовые категории. Благодаря усилиям профессора Хосе Брагада (Jose Bragada), она включена в учебную программу в Политехническом институте Брагансы (IPB). Местный Департамент по спорту решил ввести галхофу как спортивную дисциплину в школьную программу. Кроме того, современные правила разрешают соревноваться между собой представительницам прекрасного пола, что раньше не допускалось.