Гогари («борьба», «борение») или речЫанхъи — традиционная народная борьба аварцев — самого крупного по численности народа Дагестана. Особенностью аварской, как и вообще дагестанской национальной борьбы, является борьба в стойке. В борьбе категорически запрещалось захватывать ноги соперника руками. При этом броски и сбивы с активной работой ног (подножки, подсечки, обвивы, зацепы и т.д.) применялись довольно широко. Для победы необходимо было бросить соперника на спину. Однако в некоторых селениях было достаточно и меньшего. Так, согласно исследованиям М. Дибирова в селениях Чарода, Цумада и др. поражением уже считалось касание земли коленом. В с.Гидатль были свои правила борьбы: «коснулся рукою или коленом, не говоря уже о лопатках, земли — проиграл». Специального костюма у борцов не было. Боролись в повседневной одежде, зачастую раздеваясь по пояс и подкатывая брюки. В ряде мест боролись в длинных кафтанах с округлым поясом (шьется из крепкой ткани и заполняется разными лоскутами, чтобы сохранялась форма) и мягких высоких сапогах. Борцы-чародинцы боролись в специальных куртках из конского волоса с рукавами и поясом.

Аварская борьба не является однотипной и известна в нескольких видах, каждый из которых часто встречается лишь в одном селении и абсолютно неизвестен в других. Так, в с.Саситли Цумадинского района, согласно М.М. Гусейнову, борьба была «в обхват». В селениях Цумада, Тлярата и др. с незапамятных времен «борьба поясная, тем не менее сами приемы-броски через спину с захватом одной руки, захватом плеча и шеи сверху, бросок назад с обвивом и захватом двух рук сверху и многие другие говорят о том, что при поясной борьбе борец имел возможность делать захваты по усмотрению (только одной рукой, в то время как вторая продолжала держать пояс — Прим.авт.)». В некоторых селениях (с.Чох и др.) пояс в борьбе вовсе не употребляли, даже старожилы не помнят, чтобы слышали от своих предков что-нибудь о существовании поясной борьбы.

Широкое распространение имела борьба вольного стиля. В одном из ее вариантов допускались различные удушения в стойке, приемы с воздействием на суставы, а также на голову. Дагестанский этнограф М.А. Дибиров в одной из своих работ пишет: «По нашим записям, только на голове горцы выполняли более 20 болевых приемов».

Встречается у аварцев и такой оригинальный вид борьбы как вукьарухъ лъугьине -«борьба в воде». Она имеет две основные разновидности: в первой борцы на плаву стараются погрузить друг друга под воду и удержать там некоторое время, а во второй цель та же, но соперники имеют опору под ногами, погружаясь в воду по грудь или шею.

В некоторых селениях тренировки и состязания проводились почти ежедневно: «В Гимрах на берегу маленькой речушки имеется место Мичилух.<…> Здесь в прошлом почти ежедневно собиралась аульская молодежь состязаться в национальной борьбе». Подготовкой борцов занимались также «Общества мужчин» («Нолохъабазул чкгк» -с.Местерух; «колодир» — с. Тукита), собиравшиеся в зимний период в снимаемых для этого домах («гъоркьо рукъ»). Здесь молодые мужчины и юноши проводили организованный досуг, а также тренировки по борьбе и другим дисциплинам. По окончании сборов между различными обществами устраивались соревнования: «В больших селениях, где было несколько мужских объединений, между ними проводились соревнования, в которых выявлялись сильнейшие (у аварцев и народностей аварской группы победители после окончания функционирования обществ, в конце зимы, должны были защищать честь своего селения на состязаниях сильнейших, проводившихся между представителями разных сел где-нибудь в нейтральном населенном пункте)». По преданию, официальные соревнования проходили в день праздника первой борозды «Оц бай». К последним готовились особо. Тренировки проходили со строгим соблюдением режима и так называемой «борцовской диеты» — как отметил Г.Ф. Чурсин, борцы «кормились самою легкою пищей, в особенности медом и яйцами». Иными словами, рацион питания в период подготовки к соревнованиям значительно усиливался более калорийной и легкоусвояемой пищей, которая позволяла борцу возместить затрачиваемую энергию. Кроме того, в свои тренировки борцы включали «упражнения в поднимании больших и малых камней, мешков с зерном, бычка, метание камней и отработку приемов борьбы. Проводились также тренировочные схватки».

Отметим, что сам праздник «Первой борозды» традиционно пропитан борцовским духом, и требовал от единоборцев особой ответственности. Обрядовая вспашка в этот праздник начинались с молитвы — благопожелания, которую произносил речитативом старик пахарь. Она посвящена будущему урожаю и содержит разного рода пожелания (богатого урожая зерновых и т.д.), в том числе и касающиеся борьбы и борцов.

Боролись между собой не только мужчины, но и девушки, женщины. Их мастерство в борьбе не то что не уступало мужскому, но иногда даже превосходило. Особенно это становилось заметно в смешанных поединках, устройство которых было связано с некоторыми местными обычаями. Например, в обычае было устраивать в первую брачную ночь между женихом и невестой различного рода состязания, в том числе и борьбу, к которой девушки готовились особо: «Чтобы быть сильными, кутлабские (из села Кутлаб — Прим.авт.) невесты даже специально тренировались перед свадьбой. Мать (без участия отца), организовав предварительное состязание дочери с каким-нибудь близким семье юношей, сама наблюдала, как та преодолевала трудности. Эта тренировка происходила при двух женщинах или девушках, которые собирались по случаю шитья свадебной одежды невесты. <…> Бывало даже, что оба новобрачных получали телесные повреждения, хотя состязание должно было происходить на мягкой постели, где обычно стелили 2-3, а местами и больше матрацев».