Гукирана («вольная борьба») и гутегана («чинить друг другу препятствия»; «выставлять ноги»; «ставить подножки») — две основные разновидности борьбы у банту-язычных народов руанда (ньярунда) и рунди, являющихся коренными жителями Республики Руанда и королевства Бурунди.

В вольной борьбе гукирана два соперника становились друг напротив друга. Нападающий обхватывал руками верхнюю часть туловища соперника, который должен был постараться освободиться от захвата (гусобека). Каждый из борцов пытался путем использования ног, а также соответствующих борцовских приемов повалить противника. Победитель должен был остаться в вертикальном положении и сохранить равновесие. В схватке использовались такие приемы как гухубурана («тянуть, толкать друг друга»), гукаяна («обхватывать руками»), гухоньора («надавливать друг на друга путем скручивания конечностей»), гуфата урунана («обхват плеч»), «гушикамира» («придавить соперника к земле»), «гусумира» («мгновенно применить захват»), «кверереза» («быстрый, сильный подъем соперника»), «гутанга урубаву» («подставить сопернику свою слабую сторону, чтобы сохранить более сильную сторону для собственного нападения») и др.

Традиционная борьба в Руанде не была жестко привязана к каким-либо традиционным праздникам (например, государственному «Ибироли») или обрядам, а являлась скорее игровой формой досуга. Борьба проходила в узком кругу после совместной работы в деревнях в местах, где собирались танцоры инторе (традиционный воинский танец в Руанде), частных дворах и животноводческих хозяйствах «Итореро». Использовавшиеся в борьбе гукирана термины, например, гутсинда — «победить путем опрокидывания» или кугуша (производное слово от глагола кугва — «падать, умирать»), что означает «повалить на землю», «вызвать мгновенную смерть», недвусмысленно указывают на значение «вызвать смерть». Согласно руандийским поверьям, лежачее положение на земле определялось как «плоскость смерти», а человек, которого повалили на землю, касался «плоскости покойников» (ибудзиму). Однако в борьбе речь шла о том, чтобы исключительно в рамках игры померяться силами. Так поговорка «Абакиранье неза баронгера» — «удачно поборовшиеся, повторите борьбу», выражает игровые качества борцов.

В отличие от современной борьбы, где равные шансы для борцов обеспечиваются посредством весовых категорий, в Руанде подобное равенство сил устанавливалось так, чтобы тот, кто чувствовал свое превосходство и свою силу, давал более слабому преимущество нападения, а точнее, первого приема. Таким образом соблюдался принцип убукуру (возраст; сила; превосходство), а борец определенный как более слабый, был обязан выйти из боя победителем. Такую обязанность также налагал на него закон борцов: «увакубанье аракунеша» — «тот, кто первым нападает, всегда побеждает». Также была своя привлекательность и в том, чтобы опровергнуть этот закон.

В отличие от гукирана во второй разновидности борьбы, гутегана, контакт верхних частей туловища друг с другом не допускался. Здесь в меньшей степени была важна физическая сила, преимущество одерживал борец, хорошо владевший техникой ног. Соперники, крепко держась за руки, пытались повалить друг друга одним из приемов, выполняемых исключительно ногами. При этом было важно мгновенно предугадать намерение соперника и ловко отразить его нападение. Как пишет А.Ноледжуру, «по словам моих информаторов Кагаме, Кайихура и Руигамба, гутегана требовала многолетних тренировок наиболее подходящих движений. Главное правило для данного вида борьбы звучит: «умутего муби вика ньираво». То есть смысл таков: «плохая, непрофессиональная подготовка, плохие препятствия являются роковыми, то есть вызывают смерть того, кто их ставит». Побежденный должен был упасть на живот (руубика), спину или затылок (ругонда ихене) или «вперед на свое лицо перед отклонившимся назад победителем» (кугарамира)».

В каждой местности существовали свои специфические технические действия для обманных движений, при этом в гутегана большое значение придавалось точному исполнению самих приемов, а техника требовала интенсивных тренировок. Оценка борцов проводилась в соответствии с тем, как соперник падал. А.Ноледжуру сообщает, что «по словам Кайихура (информатора из местных жителей — Прим.авт.), область Буганца была известна своими прекрасными гутегана-борцами, особенно деревня Мукарандже. Кайихура и Кагаме независимо друг от друга сообщали о том, что при короле Мутара Рудахигва (1931-1959) гутегана-борец Гашираманга считался одним из лучших в Руанде. По Кагаме, во время господства Кигери IV (1853-1895) самым знаменитым гутегана-борцом был Нторе дза Сагатва. Благодаря своим необыкновенным рефлексам и своей технике «подножек» он получил прозвище «Буньерери», что звучит как «гладкость». Его сын принес технику своего отца в армию Ингангураруго».

Борьбой в Руанде занимались также женщины и девушки. Согласно руандийским легендам королева Ньякагоре была прекрасным борцом гутегана, а королева Нуираюхи убила вождя Руакагейо, который в дружеской борьбе почти победил ее мужа, короля Кигери IV. Передача из поколение в поколение достижений известных борцов и борцовской техники в Руанде является свидетельством ее большой значимости для локальных этносов Экваториальной Африки.