Гурес, гуресиу, гуреш (все — «борьба») — традиционная национальная борьба каракалпаков — тюркоязычного народа Средней Азии, составляющей основное население Каракалпакстана. В диалектной лексике каракалпакского языка, борьбу называют также такими терминами как гурес тутыу и гурес жасау. По своему виду борьба этого народа неоднородна. Свои особенности в организации и проведении схваток имели ферганская, бухарская и самаркандская группы караклпаков.

Одним из известных видов каракалпакской борьбы является борьба в стойке без продолжения схватки на земле. В процессе борьбы участники производят захваты за халат и матерчатый пояс (белбеу) соперника. Захваты руками ниже пояса правилами запрещены. Техника борьбы насыщена разнообразными приемами с воздействием ногами на ноги соперника. Для победы необходимо бросить соперника спиной на землю — положить «на лопатки».

Еще одним известным видом гурес является борьба «на поясах» — беллесиу, когда соперники начинают схватку с обоюдного захвата обеими руками крест-накрест (айкыш-уйкыш) за пояса. Повязывание пояса (белбеуди байлау) часто проводилось в соответствии с определенным ритуалом: соперники завязывали пояс друг другу. Схватка в гурес ведется только в стойке. Традиционно борцов не разделяли на весовые категории, но по устоявшемуся обычаю, организаторы или судьи подбирали пары на глаз по их росту.

Соревнования по борьбе, как и другим народным играм и состязаниям, устраивались во время проведения различных традиционных праздников и семейных торжеств (свадьба, рождение ребенка и т.д.): «Вслед за скачками бывали состязания борцов — «гурес», для чего все участники образовывали круг («кур»). Победитель в борьбе тоже награждали призами» . Известно также, что у некоторых территориальных групп каракалпаков как и у других народов Средней Азии, борцовские схватки и тренировки в борьбе (машык) являлись частью «зияфат» (у соседей-узбеков — «зиёфат») — собраний мужского населения, которые устраивались по возрастному критерию: «После уборки урожая, с осени до весны мужчины объединялись и проводили зияфат. Для этого они делились на три возрастные группы: в первую входила молодежь от 14 до 20 лет; во вторую — мужчины зрелого возраста — от 21 до 40 лет; в третью — пожилые» .

Отметим, что «зияфат» иногда брал на себя функции своеобразной «военной школы», где юноши наряду с борьбой обучались различным воинским искусствам. Г.П. Снесарев, изучавший в полевых условиях так называемые реликты «мужских союзов» у народов Средней Азии пишет:
«Мужским молодежным товариществам традиционные состязания придавали отчетливо прослеживаемый военизированный характер; они являлись способом систематической тренировки, воспитания сильного и мужественного воина.

В некоторых местах молодежный «зиёфат» весьма напоминал небольшой военный отряд. В Шавате (Хорезм) участники «зиёфатов» выезжали на ежегодный праздник («сайль») верхом на арбах под водительством своих агабиев со знаменами, с музыкой и песнями. Из заранее поставленных на месте празднества юрт, в которых поселялась молодежь, вырастал своеобразный «военный лагерь»; в течении 20 дней проходили тренировки; на праздничных состязаниях один «зиёфат» выступал против другого».