Говоря о борьбе на «Тамошотеппа», следует сказать несколько слов вообще о борцах, их обучении и отношении к ним народа. Мы располагаем по этому вопросу некоторыми материалами, записанными нами в Калаихумбе и в Кулябе.

Богатырем — «полвон», «пахлавон» считали того, который уже победил пять-шесть борцов, выступал на различных праздниках или свадьбах. «Пахлавоны» бывали не во всех кишлаках. В некоторых семьях бывало по несколько поколений пахлавонов. Например, известный «пахлавон» конца XIX в. Амиршох Акибиров, живший в кишлаке Рузвай Калаихумбского района и бывший в свое время руководителем — «пир» всех борцов своего района, был также сыном борца; его брат и племянник тоже были хорошими борцами.

Народ уважал и любил «пахлавонов». В Калаихумбе народ называл своего «пахлавона» вождем — «пешво». Где бы ни появлялся «пахлавон», его хорошо принимали, угощали, резали барана или козу в честь его прибытия в дом. В случае, если «пахлавон» данного кишлака не мог присутствовать лично на какой-либо свадьбе, хозяин дома обычно посылал в его дом целое блюдо еды, которая называлась «оши полвони» («богатырская еда»).

Односельчане всячески старались поддерживать авторитет своего «пахлавона» и гордились им. Обычно перед наступлением праздника, на котором выступал «пахлавон», жители кишлака приносили «пахловону» яйца, мясо, масло и другие продукты, просили его получше питаться, чтобы набраться сил на состязаниях не посрамить честь кишлака.

В основном борьба устраивалась на новый год. Кроме того, борьба еще устраивалась иногда и на богатых свадьбах, семейных торжествах и во время мусульманских праздников рамазана и курбана. В этих случаях борьба организовывалась в меньшем масштабе, и в ней участвовали в основном борцы второстепенные, начинающие любители. Для такой борьбы было характерно состязание борцов между кишлаками и кварталами.

Борцы происходили обычно из бедных семей. Начинали бороться с мальчишеского возраста, сначала играли и постепенно начинали принимать участие в состязаниях, сперва в своем кишлаке, а затем и в чужих. Молодые борцы часто посещали борьбу, внимательно следили за ее ходом и тренировались в свободное время. Кроме всего этого, юноши-борцы — «бачахон гуштингир» занимались под руководством лучшего борца своего или соседнего кишлака, которого они называли учителем — «усто», «пир». Сам «усто» также был заинтересован в подготовке этих своих «учеников» — «шогирд». Он по вечерам собирал молодых борцов где-нибудь на площадке с мягким грунтом и обучал их бороться между собой, он сам внимательно наблюдал за ними, давая им необходимые указания. Когда «усто» приглашали на семейные праздники, он брал с собой их, подготовлял для выступлений.

Победившие ученики получали подарки от хозяина дома, где происходила свадьба или семейный праздник; но эти подарки они отдавали своему учителю. Лишь в случае его отсутствия подарок доставался самому ученику. Когда ученик заканчивал курс обучения, он должен был получить благословение -«фотиха» от своего учителя. В таких случаях устраивался обряд, известный под названием «повязывание поясом» -«камарбандон». Обряд этот аналогичен посвящению в мастера ремесленников и заключался в следующем. Ученик, приготовив какое-нибудь угощение, носившее в этом случае название «богатырской еды» — «оши полвони», приглашал своего учителя, борцов и близких товарищей: «Бачахо, акун ман нияти ай пиръм фотиха гъръфтан доръм, ба хунаи мън биёе» -«Ребята, теперь я хочу получить от своего покровителя (учителя) «фотиха» (благословение), приходите ко мне».

Гости собирались. После еды учитель выполнял обряд «камарбандон»: повязывал ученика одним из своих платков, ударял молодого борца 3 — 4 раза рукой по спине и говорил: «Бачам, акун тъ полвон хисоб шиди, хъдо ба търа кувват бъдавъ ба обру боши облоху, акбар» — «Сынок, теперь тебя можно считать богатырем. Пусть Бог даст тебе силы, будь честным, аллах велик».

Ученик дарил своему учителю «сарупо» — халат, чалму, рубашку. После этого обряда ученик становился признанным борцом и уже пользовался авторитетом среди односельчан».