Гуштин («борьба») или гуштини — один из этнотерриториальных видов традиционной таджикской борьбы гуштингири (см. Гуштингири), распространенный у таджиков-кулоби, имеющих свои особенности в языке, культуре и обычаях (что их выделяет среди остального таджикского населения), а также у узбеков Кулябской области (в прошлом Кулябского бекства). Для описания этой самобытной борьбы обратимся к одной из работ известного этнографа Н. Нурджанова, который исследовал феномен гуштин в полевых условиях:

«Среди развлечений «Тамошотеппа» (дословно «холм развлечений» или «холм
игр» — место, где проводились игры и соревнования) важное место занимала борьба. На «сайль» (весенние гуляния ) приезжали лучшие борцы — «пахлавон, полвон» из различных пунктов бекства, из Каратегина, из Афганистана и других мест. Количество борцов доходило до 200-300 человек. Во время борьбы на «Тамошотеппа» борцы делились на две группы: борцы-таджики сидели на одной стороне, борцы-узбеки -на другой стороне. Каждый борец был одет в суконный, хлопчатобумажный или шерстяной халат — «чакманои дуроб, ё ресмони, ё пашмин», короткие штаны из бумажного полотна — «эзори калта». Рукава у борцов были засучены, поясница подвязана поясом — «фута», голову покрывала тюбетейка, ноги были босы.

За борцами следил судья -«саркарда», назначаемый беком из числа своих сановников. Обычно было два судьи; один — со стороны узбеков, другой — со стороны таджиков. В качестве объявляющего выступал глашатай -«чарчи» — обычно человек, обладающий хорошим голосом и талантом комика; он тоже назначался беком.

Перед началом борьбы выходил глашатай и громко объявлял зрителям на узбекском и таджикском языках: «Кто из борцов желает бороться, пусть выходит!». Борьбу начинали третьестепенные борцы — «полвонои хурд», затем выходили средние борцы — «полвонои миёна» и, наконец, на третий, четвертый день «сайля» выступали крупные известные борцы — «полвонои калон».

После объявления глашатая выходил кто-либо из борцов и садился на землю против палатки бека, скрестив перед собой ноги — «чорзону». Обе руки он складывал на груди и в такой позе дожидался партнера. Тогда выходил второй борец и садился рядом с первым в той же самой позе. Глашатай спрашивал у каждого из них его имя и место жительства. Сведения эти записывал секретарь — «мирзо», сидевший возле бека, так как он вел учет победителей и побежденных. Затем правитель области произносил благопожелание, а глашатай становился между ними и громко объявлял по-таджикски и по-узбекски: «Борец Ахмад из Даштиджума хочет бороться с богатырем Тошматом из Чаёва».

Затем борцы расходились в разные стороны; каждый из них обходил по одному разу вокруг площадки, становился в почтительной позе сначала на колени, затем садился на обе пятки и получал от народа благословение — «фотиха». Затем борцы приветствовали друг друга, беря один другого за руки, и читали про себя молитву. Известные борцы, перед тем как начать бороться, дотрагивались рукой до земли и целовали ее, что, по поверью, придавало борцу силы. Затем начиналась борьба: каждый борец засучивал рукава, взмахивал несколько раз руками и после этого стремился схватить противника за ворот или за пояс. Борьба велась с применением определенных приемов. Для того, чтобы достичь победы, нужно было положить противника на обе лопатки и сесть на него. После окончания каждой схватки к борцам подходили судьи и поднимали борцов. Каждый борец, победивший троих противников, получал от бека халат. Известные борцы получали шелковые халаты и другие ценные подарки за каждое свое выступление.

Соревнование на «Тамошотеппа» для каждого борца являлось большим испытанием. Поэтому борцы заранее усердно готовились к этому: тренировались, придерживались известного режима питания. В самом Кулябе местные борцы или борцы, ранее приехавшие из дальних мест примерно дней за 15 — 20 до начала «сайля», выходили на «Тамошотеппа» и упражнялись в борьбе. Все борцы перед выступлением на «Тамошотеппа» посещали местный мазар хазрати Амир. Считалось, что посещение мазара придаст им больше силы.

Продолжение …