Гюлеш (в некоторых диалектах встречаются также термины гюляш, гулеш и др.; в настоящее время используют названия: милли гюлеш — «национальная борьба» и азербайджан гюлеш — «азербайджанская борьба») — азербайджанская национальная борьба. Устная традиция наделяет ее божественным происхождением: один из исследователей быта азербайджанцев XIX ст. отметил, что по их убеждению, борьба «есть дар Аллаха» . Историки, хотя и с некоторыми оговорками, усматривают происхождение борьбы от персидской народной борьбы кошти (см. Кошти), влияние которой действительно очень заметно в борцовских ритуалах, технике и организации тренировочного процесса.

Соревнования борцов за традиционные призы были частью различных праздников, в том числе свадеб: «На свадьбу специально собираться померяться силой и ловкостью прославленные борцы из разных сел. Мальчики с детства учились приемам народной борьбы. Победителю от хозяина дома (борьба происходила как в доме жениха, так и у невесты) полагался калагай — большой шелковый платок. Иногда победителя награждали бараном. <…> По обычаю, жених тоже должен был принять участие в борьбе. Его поражение считается доброй приметой, предвещающей богатство, благополучие»243.
Борцы выходят на схватку одетыми только в шаровары специального покроя длиной чуть ниже колен с мягким поясом, украшенных вышивкой в народном стиле. Часто тело предварительно смазывается маслом. Иногда, в основном в сельской местности, борцы соревновались в обычной повседневной одежде.

Схваткам предшествуют определенные ритуалы, которые готовили тело и психику к поединку. Так известно, что борцы прошлого перед поединком исполняли специальный воинский танец джанги или борцовский танец с булавами, а также пели особые песни (например, т.наз. «Урвай»). Борцы гюлеш до сих пор практикуют своеобразную разминку — ритуал мейдан кэзмэк, состоящую из танцевальных шагов, медленных прыжков, махов руками и попеременного сгибания рук в упоре лежа. Как разминка, так и последующая за ней схватка проходят под музыкальное сопровождение (исполняются особые мелодии воинов — гюлеш дженгеси).

По виду гюлеш — борьба вольного стиля. В ней разрешены всевозможные захваты за туловище, ноги, пояс и любое место шаровар. Применяются различные броски с захватом обеих ног (гычлардан дутмаг), броски с захватом одной ноги и последующей задней подножкой (гычы дутмагла далдан бадалаг бурмаг), броски типа «мельница» (гэрдэ), бросок с помощью подножки с захватом головы и одной руки соперника (баш вэ голу дутмагла бадалаг бурмаг), бросок подножкой после захвата туловища и руки соперника (бэдэн вэ голлары дутмагла бадалаг бурмаг), различные броски через бедро, подсечки и многое другое. Схватка ведется не только в стойке, но и в партере. Для победы необходимо прижать противника лопатками к земле. Борьба в партере получила развитие, в основном, только в ХХ в., до этого она имела исключительно локальное распространение. В большинстве случаев для победы было достаточно, чтобы соперник коснулся земли коленом — это правило сохранилось до сих пор в некоторых азербайджанских селениях Дагестана и Грузии. Известный историк и популяризатор борьбы гюлеш Э.Т. Рагимов пишет: «В былое время падение на колени считалось поражением, броски производились не следя за противником, не было моста, партера и фиксации «туше»».

Интересно отметить, что в народе считается, что победа чаще сопутствует ловким борцам, не обязательно обладающим огромной силой: «Есть пайливаны (борцы -Прим.авт.) обладающие зором (силой) и пайливаны, обладающие фандом. Последнее качество заключается в находчивости, хитрости, в умении ловко увертываться от противника, пользоваться каждым его движением, малейшей его ошибкой, чтобы ловко подставить ему ногу. Пайливан, обладающий фандом, очень часто побеждает вдвое сильнейшего противника».

Продолжение …