Гюреш («борьба», «борение») — традиционная борьба гагаузов — народа, проживающего сейчас в большинстве своем в Молдавии и Украине, а также в незначительном числе в некоторых других странах. Известна в двух основных видах: каиштан (от каиш — «пояс», «опояска», «кушак») — борьба «на поясах» и собственно гюреш — борьба вольного стиля.

В первой из них борцы (гурешчи или гурешижи) выходят на алай — место, где происходят схватки борцов, и схватывают один другого обеими руками за пояса. Этот захват удерживают до конца схватки пока не определится победитель. Схватка ведется только в стойке без применения приемов с воздействием ногами на ноги соперника (подбивов, подножек и подсечек). Применяются такие броски как бросок через бедро (алмажаа алмаа), бросок через себя (кабак атмаа), заломы спины и т.д. Для победы необходимо опрокинуть противника на землю.

Известный тюрколог, этнограф и историк В.А.Мошков, наблюдавший каиштан в конце ХГХ в. в гагаузском селе Конгаз Измаильского уезда, пишет о ней следующее: «…распорядитель состязания, находился все время возле борцов, поощряя то того из них, то другого похвалами, наблюдал, чтобы борьба велась по всем правилам искусства, без подножек и без всяких ухищрений, не дозволяемых правилами борьбы.

Борцы сняли шапки, обувь и верхнее платье, оставшись в рубашках и шароварах, повязанных красными кушаками. Во время борьбы они несколько раз стягивали друг с друга кушаки… борьба наконец закончилась тем, что один из борцов приподнял другого на воздух и повалил на землю» .

Во втором виде борьбы соперники ведут схватку с произвольным захватом за одежду и тело соперника как выше, так и ниже пояса, а также с применением разнообразных бросков с помощью ног и подножек. По сути, в технике и правилах она мало чем отличается от ныне популярной в Турции яглы гюреш — «масляной борьбы»). Это, в принципе, не удивительно, поскольку этническую основу и турок и гагаузов в древности составляли кочевые тюрки и на определенном историческом этапе оба народа имели довольно тесные взаимные контакты.

Соревнования по борьбе обычно проходили в сопровождении музыкантов, которые исполняют специальные борцовские мелодии — гюреш авасы. Проведение соревнований было приурочено к различным традиционным праздникам, к которым борцы готовились заранее. Этнограф Е. Квилинкова, изучающая традиционную культуру гагаузов, в одной из своих публикаций отмечает: «Другим видом национального спорта являлись состязания по борьбе, которые проводились в основном в весенний сезон, начиная со второго дня Пасхи, каждое воскресенье. Главный победитель определялся в праздник «Хедерлез». Здесь проявляется связь данного вида спорта со скотоводческой обрядностью, так как праздник «Хедерлез» («Hederlez» или «ay Yorgi», «ay G6rgi» -праздник в честь св. Георгия — Прим.авт.) являлся началом нового скотоводческого сезона и был приурочен к выгону скота на летние пастбища. Интересно отметить, что у монголов подобные состязания проводились по окончании перегона стад на летние пастбища.

В борьбе соблюдались определенные правила. Победителю необходимо было повалить соперника на землю. Борьба велась вне определенных весовых категорий. Существовало два вида борьбы: «kaistan» («каиштан») — за ремень и «gures» («гюреш») -вольная борьба (архив Института археологии и этнографии). На Хедерлез больше практиковалась вольная борьба. Приз для победителей (баран, деньги) выделялся сельскими богачами, а иногда и священником. Наиболее известными были состязания по борьбе в с.Конгаз, на которые собирались жители многих сел».

Специфической чертой поединков по борьбе, в отличие от других традиционных видов состязаний, таких как конные скачки («кушийя», «кошу» или «ат йарышлары») -это отсутствие в числе зрителей женщин и девушек. Как отметил уже упомянутый В.А. Мошков, «ни один парень не решиться бороться в их присутствии, боясь быть побежденным и осрамиться перед ними».