Гюреш («борьба») — название борьбы у турок-месхетинцев или турок-джавахцев. Особенностью этого народа является то, что в их культуре слились тюркские (особенно, турецкие) и картвельские (грузинские) элементы культур. Это отложило свой отпечаток и на традиционной борьбе.

В самом общем виде, она представляет собой борьбу в стойке с произвольным захватом за одежду без продолжения схватки на земле. В технический арсенал борцов входит большое количество разнообразных бросков с помощью ног, применяются подножки и подсечки. Иными словами, у нее много общего с традиционной грузинской борьбой чидаоба, где подножки и подсечки являются визитной карточкой. Именно с представителями последней туркам-месхетинцам приходилось чаще всего состязаться в ловкости и силе.

Этнографы Э.Х. Панеш и Л.Б. Ермолов пишут: «В число контактировавших с турками-месхетинцами этнических групп, входили и так называемые фиренк. Сейчас не представляется возможной идентификация этой группы. Можно, предположить, что фиренк на данной территории — это грузино-армяноязычные христиане — католики <…> В начале ХХ в. по рассказам информаторов-месхетинцев еще фиксировались элементы соперничества и противопоставление находило также выражение в форме соперничества в таком распространенном виде развлечения как борьба. Фиренк нанимали турецких (месхетинских) борцов, чтобы последние представляли их селения в поединках против грузинских борцов. На время уразы (мусульманский пост) фиренк брали турецких борцов на пропитание».

Соревнования борцов как и у турок-османи — этнической группы турок, также проживавших на Кавказе до насильственной депортации их в Среднюю Азию, были частью ряда традиционных праздников и ритуалов: «Праздничное время молодежь проводит в разных играх, борьбе, джигитовке и т.п.». Как и у других народов Кавказа, например, у ассирийцев, части армян и ряда других народов, у турок-месхетинцев существовал обычай, согласно которому любой встречный мужчина имел право остановить свадебную процессию и вызвать на борьбу сопровождающих невесту и, если поединок заканчивался победой виновника задержки, отец невесты должен был раскошелиться — только после этого процессия могла продолжить свой путь. Один из турок вспоминает: «Моего отца в молодости часто приглашали на подобные празднества в качестве борца — сильный, ловкий, хорошо знающий приемы национальной борьбы, он, как правило, выходил победителем и освобождал невесту».