Осетинский ученый А.Р. Чочиев, проанализировав ряд существующих у осетин видов борьбы и других единоборств, сделал предположение, что в прошлом у осетин существовала единая система борьбы-боя — хаст. Он пишет: «Существовало несколько спортивных разновидностей схваток-хаст, связь которых с военной подготовкой сейчас, на первый взгляд, не кажется очевидной: раттылхаст — «сражение (борьба) захватами за пояса»; гуырдыхай хаст -«борьба телесной силой грудью к груди», т.е. без оружия; сынагхаст (или просто сынаг) — «сражение (борьба) толчками или ударами грудью и бедрами». Но, если вспомнить, что одиночные и командные схватки хаст (это свидетельствуется и командным сражением Уайта-Уайта) представляли сочетание приемов борьбы и кулачного боя, то такую точку зрения придется изменить. Становится очевидным, что все перечисленные подвиды противоборства в прошлом составляли единый вид борьбы — хаст, в котором условием победы ставилась задача сбить соперника на землю или оторвать его от земли, или выбить его за пределы обозначенной площадки, применяя удары грудью, руками и бедрами и используя всевозможные захваты.

Терминологическое неразличие спортивных и боевых сражений свидетельствует о прикладном значении схваток хаст — это достаточно иллюстрирует, например, и такой факт, что ахсаргардай хаст означает как «(спортивное) фехтование на саблях», так и реальный «сабельный бой»; подвиды противоборства хаст выделились из него позже путем условного ограничения применяемых средств и приемов рукопашного боя : ахсаргардай — «саблей», сынаг — «грудью и бедрами (т.е. и ногами)», хъабыс (букв. — «объятиями грудью, т.е. обхватами руками)», раттай — «на поясах», гуырдыхай — «телесной силой (без оружия)» и т.д. Все разновидности схваток (как одиночных, так и групповых) обозначается одним термином хаст, основное значение которого — «сражение, бой, война» говорит само за себя. Это свидетельствует, что в прошлом, в военно-прикладной системе воспитания термином хаст обозначалось все многообразие форм рукопашного боя, как с применением, так и без применения оружия.

Другими словами, военно-спортивная форма противоборства хаст была имитацией рукопашного боя и, как средство воспитания, имела сугубо практическую цель: способствовать боевой и физической подготовке молодежи, выработке навыков рукопашного боя в групповых и одиночных схватках» .
Соревнования по борьбе как, впрочем, и по другим единоборствам и играм, проводились во время многочисленных народных праздников («барагбонта») и общественных игрищ («хъазт»). Нередко поединки устраивались спонтанно, во время собраний мужского населения, называемых (как и само место сбора) «ныхас». Существовали общесельские собрания «сайраг ныхас» и квартальные — «сыхы ныхас». В далеком прошлом у осетин еженедельно по пятницам организовывался день военного игрища, для которого существовало особое место — «хъазанфаз» («игорное поле»), где борьба также была обычным явлением. За неявку на эти игрища налагался штраф («ивар») — у виновника резали вола. Руководил игрищем военный вождь.