Каракуджак гюреш (karakucak gures), или каракуджак (от кaрa — «черный», «мужественный, храбрый» и куджак — «парень, юноша») — один из традиционных видов турецкой борьбы гюреш (Gures). Территория распространения ее весьма обширная: она популярна в провинциях Хатай и Кахраманмараш, в Центральной Анатолии (Сивас) и Центрально-Черноморском регионе (Амасья, Токат, Чорум).

История этого вида борьбы весьма древняя. По мнению некоторых турецких специалистов, именно о ней говорится в «Китаб-и Дедем Коркут» («Книга Деда Коркута») — двенадцати отдельных рассказов об огузах, два из которых сложились после переселения огузов в Закавказье и Малую Азию . В этом важном историческом документе отражены культурные процессы, происходившие при переходе от доисламского к исламскому обществу и от скотоводства к земледелию. Эпос дает представления о верованиях народа, политической организации общества, военной организации тюрок-огузов, а также о разного рода единоборствах, в частности, борьбе. Хорошим примером здесь может служить сюжет «Песни об Амране, сыне Бекиля», в которой отражены особенности борьбы, значение и важность психологической и физической подготовки борцов:

«С коней они прикоснулись друг к другу, схватились; у гяура силы было больше; юноша ослабел, он стал молиться богу всевышнему и говорит — посмотрим, как он говорил: «Ты выше всего высокого, высокий боже; никто не знает, каков ты, светлый боже! Ты возложил венец на Адама, ты наложил проклятие на сатану, за одну вину прогнал его из чертогов. Ты дал схватить Авраама, завернул его в мех горностая, дал понести и бросить его в огонь, сделал огонь садом. Я положился на тебя, единого бога, славный боже, господь мой, помоги мне!». Гяур говорит: «Юноша, когда тебя одолеют, молишься ли ты своему богу? Если у тебя — один бог, то у меня семьдесят два капища идолов». Юноша говорит: «Проклятый ослушник (бога), если ты молишься своим идолам, я положился на бога, вызывавшего миры из ничтожества к жизни». Всевышний бог дал повеление Гавриилу: «Поди, Гавриил, тому рабу своему я дал сил, как у сорока мужей». Юноша поднял гяура, ударил его об землю; из его носа зажурчала кровь, как дудка; (юноша) вскочил, как сокол, схватил гяура руками за горло; гяур говорит: «Пощади, юноша, что говорят, когда принимают твою веру? Я принял твою веру». Он поднял палец, произнес символ веры, стал мусульманином; остальные гяуры узнали (об этом), бросили ристалище, бежали; участники набега разгромили племя и народ гяуров, увели в плен их девушек-невест».

Каракуджак гюреш — вид борьбы с произвольным захватом за одежду и тело соперника как выше, так и ниже пояса, и с разнообразными подножками и бросками с помощью ног. Такого рода борьба, где участники с обнаженным торсом, одетые в шерстяные шаровары (пирпит), вступают в схватку, чтобы положить соперника «на лопатки», практикуется в сельских районах Анатолии почти повсеместно.
Чаще всего соревнования по борьбе приурочены к праздникам аграрного цикла, свадьбам и т.д.

Значимость таких поединков весьма велика. Считалось, что от того как пройдут схватки борцов зависит будущий урожай, да и не только это. Так, например, в горных районах Турции, в частности, в Центральном Тавре, в районе Коруалан, от умения молодого человека бороться зависела возможность его вступления в брак, а следовательно, и возможность продления своего рода. Об этом обычае пишут турецкие ученые, исследователи Байрам Урекли и Хасан Бахар:

«В этих местностях борьбу называют «Йенгишем» («победа»). В этих состязаниях могут участвовать все желающие молодые люди деревни или других окрестностей. Победителям борьбы организаторы торжественного ритуала вручают разные подарки. Борцу, который три раза победил всех своих противником, присваивается почетный титул «Уч олду» и вручается много подарков в виде лошади, барана, осла, пчелиного гнезда, поля или сада. Самым высоким и дорогим подарком считается женитьба молодого борца. За вознаграждение борца семьи, которые организовали праздник, берут на себя все материальные расходы свадьбы молодого человека. После того как станет известен победитель состязания все гости угощаются супом из фасоли, пшеницы, кукурузы».

Устраиваются также и официальные соревнования. В настоящее время в Турции создана федерация борьбы каракуджак, разработаны единые правила борьбы и регламент соревнований.