Кроме борьбы «на поясах» в некоторых местах Казахстана практиковали борьбу вольного стиля, которая также имела разновидности. Соперники выходили на схватку в одних штанах, без пояса, босиком и с обнаженным торсом. Например, такая борьба имела место у казахов Южного Алтая: «Казахша курес проводились на всех праздниках между известными силачами (палуанами) и напоминал вольную борьбу, правда, без весовых категорий. Борцам были известны разнообразные приемы, включая подножки и подсечки, а также броски стоя и падением, повороты с рывками и зацепами».

В одних местах в этом виде борьбы захваты проводились только выше пояса. В других же разрешались захваты ниже пояса, в том числе и ниже колен. Разрешалось даже ограниченное применение кулаков. Такую борьбу можно в настоящее время наблюдать у казахов, проживающих в Турции, а также у некоторых групп казахов в Китае.

Такая многовариантность казахской борьбы сказалась при становлении ее как национального вида спорта начиная с 1920-х годов. Так, по правилам 1928 г. борьба проводилась с захватом за пояс, который обеими руками удерживался до конца схватки, а для победы борцу необходимо было заставить своего соперника коснуться земли любой частью тела выше колена. Согласно более поздним правилам 1938-1942 гг. в процессе борьбы участникам не разрешалось одновременно отпускать руки от пояса. В 1948 г. последовало уточнение, согласно которому одна рука должна была обязательно удерживать пояс соперника, другой же для проведения приемов разрешалось проводить захваты выше его. Для победы необходимо было бросить соперника на спину или бок.

В 1956-1957 гг. обязательный захват за пояс был отменен и борьба казахша-курес стала походить на вольную борьбу, правда захваты в ней разрешалось проводить только выше пояса. Кроме того, борцы должны были снимать правый рукав шапана — борцовской куртки. Техника борьбы была обогащена приемами из международных видов борьбы. Победа присуждалась борцу, бросившему своего соперника на обе лопатки.

В опубликованных в 1978 г. правилах проведения соревнований по борьбе казахша-курес, она характеризуется следующим образом: «Казахская борьба — это борьба в стойке с действием ног без захватов ниже пояса. <…> Броски могут проводиться произвольным захватом за одежду выше пояса».

В наше время практически любые захваты за одежду производятся за пояс и выше. Цель схватки — бросить соперника на спину. Борцы проводят схватку в специально сконструированной модели борцовской одежды, соответствующей историческим национальным традициям казахов: куртках (чапан или шапан) с матерчатым поясом (белебеу). Следует заметить, что при разработке борцовской одежды проводились специальные исследования, чтобы получить «новые данные об эффективности различных приемов борьбы в разных моделях одежды». Ученым Е.Алимхановым на эту тему была даже защищена диссертация.

Как традиционная, так и современная техника казахша-курес включает в себя разнообразные броски с помощью подножек (шалып лактыру) и подсечек (кагып лактыру), броски зацепом (ылып лактыр»), броски подхватом (лактыра жыгу), броски подворотом (аркадан асырып лактыру), броски наклоном (енкей1п лактыру), броски подсадом (кетермелеп лактыру), броски с кружением (айландырып лактыру), броски перекатом (тонкалана асып домалай лактыру), броски прогибом (кеудеден лактыру), броски обвивом (орап лактыру) и др.

Традиционно соревнования по казахша-курес проводились во время различных календарных, религиозных и семейных праздников. Один из исследователей пишет: «Она проводилась на больших и малых народных празднествах и торжествах. Победители щедро вознаграждались. Поскольку не было весовых различий, борьба проводилась на абсолютного победителя («палуана»). Иногда организовывались специальные борцовские турниры, где могли принимать участие представители разных родов и национальностей».