Казахша-курес («казахская борьба») — традиционная казахская борьба. В народе ее также называют курес («борьба»), балуан курес («борьба силачей»; «борьба атлетов») или курас (у казахов, живущих на островах Южного Арала). Исторически эта борьба не была однотипной. В разных местностях и локальных группах она имела свои особенности и практиковалась в нескольких видах.

Наиболее популярный вид казахша-курес — это борьба «на поясах» (курес белбеуде), в которой соперники начинают схватку с обоюдного захвата за пояса. Борьба «на поясах» также была известна в нескольких основных вариантах. В первом из них захват руками за пояс соперника производится обеими руками. В таком виде казахша-курес встречалась у казахов Сибири: «Борцы сошлись вплотную и, ухватив один другого обеими руками за пояса, старались повалить друг друга».

Здесь интересно отметить, что в одних случаях борцы хватались за пояс по бокам, а в других несколько по-другому как, например, в борьбе, которую более чем ста лет тому назад наблюдал А.К. Гейнс: «Потом противники берут друг друга за пояс, одною рукою спереди, другой сзади. Выставивши вперед переднюю часть тела и оставивши ноги, они начинают возить друг друга… Вдруг один из них неожиданно падает на колени и перебрасывает через свою голову противника. Бой кончен».

В других местностях захват за пояс был обязательным только для одной руки, а второй разрешалось действовать свободно, но только выше пояса: «На середину образовавшейся площадки или арены выступают борцы в одном белье и без сапог, но с крепко затянутыми поверх поясами, борцы попарно схватывают друг друга вокруг стана, стараясь ухватиться одной рукой за пояс противника, и наклонившись друг к другу, употребляют всевозможные усилия, чтобы воспользоваться оплошностью противника, приподнять его вверх или повалить на землю; иногда искусные борцы ходят по сцене согнувшись по получасу и более, не поддаваясь, друг другу. Судьи ценят при борьбе прямую физическую силу, ибо, если кому из бойцов удается победить противника одною хитростью, то это не считается настоящим торжеством и борьбу должно возобновлять вновь».

Встречалась разновидность, в которой одной рукой захватывали пояс, а второй -ворот соперника. Во второй половине XIX в. соревнования по такой борьбы описали О.Финш и А.Брэм: «Собравшиеся в большом числе киргизы (имеются в виду казахи ) расселись на корточках или поджав под себя ноги и разделились на две партии, из коих каждая выставляла своего борца. Костюм этих последних состоял из кафтана, подпоясанного узким шарфом вместо пояса. Противники наклонялись друг к другу верхнею частью туловища, так что голова одного касалась плеч другого, и схватывали друг друга — правой рукой за кушаки, а левой за ворот кафтана на затылку. В этом положении они старались повалить друг друга, но предварительно им приходилось долго топтаться на одном месте, точно скованным друг с другом, покуда один из них не успевал разом приподнять и повалить своего противника. По большей части падали оба вместе и победитель, удержавший своего противника на земле, громко приветствовался одобрительными криками своей партии».

На этом разнообразие казахской поясной борьбы не заканчивается. Так, в одних местах широкое применение имели приемы с воздействием ногами на ноги соперника, в других же они были запрещены. Согласно одним правилам для победы необходимо было заставить соперника коснуться земли любой частью тела выше колена, а по другим -необходимо было бросить соперника спиной на землю. В последнем варианте даже проводились броски с опусканием на одно колено.

Продолжение …