Кокава (kokawa — «борьба», «сражение», «усилие») — традиционная борьба народа хауса, проживающего на Севере Нигерии, в Нигере, Камеруне и ряде других стран Африки. Имеет целый ряд территориальных и этнотерриториальных разновидностей. В самом общем виде представляет собой борьбу вольного стиля. В процессе схватки борцы выполняют захваты (dauri) произвольно, правилами разрешено также производить захваты руками за ноги противника {cirar kwallo).

Как правило, схватки борцов проходят под своеобразное музыкальное сопровождение — стук специального «борцовского» барабана: «Кваирама — барабан, на котором играют обычно молодые люди во время соревнований по борьбе («кокава») и ножного бокса («а ша ка’афа»), а также во время танца «гани».

Соревнования традиционно проводились в дни различных календарных праздников, а в наше время, например, в Нигерии и Нигере, борьба стала национальным видом спорта, имеющим государственную поддержку.

Независимо от статуса соревнований практически все борцы перед ними стремятся заручиться магическими помощниками, в роли которых обычно выступают разнообразные снадобья и талисманы. Например, считается, что если носить на себе амулет в виде кусочка кожи электрического угря, то будешь выскальзывать из самого крепкого захвата соперника — он просто не сможет вас схватить, чтобы выполнить бросок. Наиболее сильные и опытные борцы (ba ha; madambaci) часто имеют личного колдуна, а то и нескольких.

Магическими функциями наделен также ритуал прославления борца (agalanda) гриотами. По традиционным представлениям сами слова этих песен, воспевающих своего борца и принижающих способности соперника, могут повлиять на исход схватки.

Во многих местах проживания хауса обучение борьбе начинается с раннего детства. Сначала, это обычная детская возня, имитирующая действия взрослых, которая со временем перерастает в настоящий борцовский поединок. Искусство борьбы в некоторых семьях передавались из поколения в поколение — от отца к сыну, от деда к внуку. Кроме того, своеобразной школой борьбы выступали объединения молодежи: «В прошлом у хауса существовал также особый институт социализации подростков — так называемые объединения сверстников («тарон тсаран джюна»)… В объединение сверстников входила неженатая молодежь отдельного квартала или небольшой деревни в возрасте от 6-8 до 12-14 лет. Каждое объединение имело своего главу, назначавшегося деревенским вождем из числа лиц, достигших брачного возраста: во главе юношей стоял «саркин самари» («царь юношей»), девушек возглавляла «мама» («глава девушек»).

Участники объединений собирались вместе во время игрищ молодежи («калланкува»), которые еще 40 — 50 лет назад регулярно устраивались в хаусанских деревнях».

В наше время кокава стала национальным спортом в Нигерии и является своего рода консолидирущим видом для традиционных видов борьбы многих местных народностей. К числу таковых можно отнести: абемуо (abemuo — «борьба») или або-эмуо (abo-emuo) — борьба у народа урхобо; нгава (ngawa), кампели (kampeli) или камбери (kamberi) — борьба у группы народов канури; вага (waga) -борьба у карекаре, амо (amo) или эгбили (egbili) — борьба у эггон, гургей (gurgey) — борьба у джерма, мбок (mbok) или мбре мбок (Mbre Mbok) — борьба у ибибио; мгба (mgba), мгбафуу (mgbаfuu) или имгба (imgbа) — борьба у иджо; анда (anda) или эгелеге (egelege) — борьба у нембе; аваса (awasa) — борьба у огбиа, камо (kamo) — борьба у болева и др.