У большинства народов Кавказа поединку борцов предшествовал исполняемый каждым из борцов танец, который был своего рода разминкой, а также разведкой сил соперника. Танцевали обычный быстрый танец типа «лезгинки» или специальный борцовский танец (цаппар — у армян с.Парби Аштаракского р-на; пайланджо, пайлэвани пар, пайлэвани еганак и др.), где борцы, двигаясь широкоми и мелкими шагами проделывали различные па. Иногда в борцовский танец включали различные гимнастические и акробатические элементы: наклоны туловища назад с различной степенью сложности, прыжки и др: «Раздаются звуки зурны, дудука и бубна. Под традиционную мелодию, которую всегда играют борцам, молодые люди сбрасывают рубахи, крепко затягивают кушаки и начинают волнующий танец -идя по кругу, играя мускулами, они каждым движением красуются перед собравшимися. Борцы то легко подпрыгивают, то приседают; поднимают вверх то одну, то другую руку; отжимаются от земли на руках, проделывают в танце разнообразные упражнения».

Обучение борьбе, в основном, велось по принципу «делай как я», который подкреплялся различного рода советами, как-то: «Запомни внучек: главная сила в земле! Если крепко будешь стоять на ней, никто тебя не осилит. Цепляйся ногами за землю, прирости к ней, тогда ты борец. Хоть одной ногой, но ты должен крепко стоять на земле. Другой ногой можешь делать, что хочешь. Много есть хитростей и уловок.<..>. Только слушай меня: держись так, чтобы еще до схватки у твоего противника дрожали колени. Никогда не бойся его. Пугай, но не пугайся сам. <…>. Если противник перед схваткой потягивается и зевает, это значит, что он уже на земле — нужно только дожать его. Как это сделать? Когда вступишь на мейдан и пойдешь круг под музыку, сожми челюсти, как будто ты зол; напряги мышцы, чтобы пух на руках стал дыбом; смело гляди на противника, будь молодцом».

В далеком прошлом в городах существовали особые места для проведения соревнований и школы борьбы: «Известно, что еще Ашот I (IX век н. э.) построил мрцараны — арены для борьбы, стадионы. В Армении существовали голораны. В словаре Ст. Малхасянца этот термин разъясняется как «цирк рукопашной борьбы, в котором выступали, соревнуясь друг с другом, обнаженные догола борцы — атлеты, и кулачные бойцы».

Ценные сведения о подобных заведения приводит Сбруи Лисициан. Она пишет: «У армян имеются и названия мест специального назначения, соответствующие русским терминам поприще, подвизалище, тризнище, ристалище, борбище, где имели место празднества, пляски, представления, игры, состязания, а именно:
Кыррваран, кырваноц, кыррватэг, мардзикк -открытые места, где происходили состязания в борьбе; палестра;

hоларан hолтун — место, дом, помещение для игры в мяч или волчок, если эти термины трактовать от пол — мяч, волчок. Если же трактовать их от гл. поланил -обнажаться, то место, помещение для упражнений в борьбе и представлений обнаженных борцов;

мэркамырцаран от им. прил. мэрк — нагой и гл. мырцэл состязаться, соревноваться — ристалище для состязаний обнаженных борцов; мырцаран — ристалище, поприще;

дастиаракаран, кыртаран, варжаран, варжаноц, варжэни или шаржваржэни тэги, марзаран, тчаханоц, талим ынэлу тэг, талимхана, кыркэс, йэритасарданоц — места, где обучали юношей физическим упражнениям, гимнастике. Там готовили атлетов, борцов, выезжали лошадей. Эти термины стали впоследствии означать места общего образования, учебные заведения.
Гимнастика на древнеармянском языке называлась мэркакыртцтйун — обучение, упражнение, тренаж обнаженных, а состязания обнаженных борцов — мэркамартк, мэркамартутйунк, мэрккыррив; сами нагие борцы — мэркамартикк, мэркамартуцйалк».

Продолжение …