Кох (другие локальные и региональные названия: готэмарт, гулаш, гулаш кэпнэл, ымбшамарт и др.) — армянская национальная борьба. Армянская борьба очень древний вид единоборства. Своими корнями она, как и вся история армянского народа, уходит в глубокую древность. Ее изображение встречается на наскальных рисунках, относящихся еще к V-II тыс. до н.э. Виноградный фриз, высеченный на каменных стенах ахтамарского храма построенного в начале Х в., в числе других игр и состязаний содержит шесть барельефов также изображающих борьбу. Известно, что армяне участвовали в Римских играх проводившихся по греческому образцу: например, один из них — Вараздат вышел победителем в пятиборье (греч. — пентатлон; армян. — пэнтатгос или Иынгамырцанк) в программу которого входила и борьба, и числится последним в списке победителей древних Олимпийских игр 385 года.

Значение и популярность борьбы у армян с древнейших времен подтверждают также сохранившиеся многочисленные специальные термины: « гтндэс димакцутйан или димадардзутйан, март гтндисакан — противоборство, торжественно обставленное состязание в борьбе, соперничество в состязаниях;

ымбышамарт, ымбышамартутйун, ымбышамырцутйдн, ымбышутйун, ымбышахаг, от ымбиш — борец, готэмарт, готэмартутйун, готэкыррив, от готи — пояс, так как хватают за талию, борьба врукопашную, без оружия. Народ называет ее кушти, кулэш, гулаш, курраш, кох, пэпливанутйун, кыпур кыпур гал;

мэнакыррив, мэнамарт, мэнамартутйун арранц зину — поединок двух противников без оружия, борьба;
гупар, гупарумын — состязание в бое;

базкамырцутйун — состязание в борьбе в рукопашную (от базук — рука); <…>. Борцы называются: <…> готэмартик, мэнамартик, кулэштчи, кулеш кыпног, гулаштчи, гулаш кыпног, пэхл’йван: пэйл’иван, пайл’эван, бавка».

Армянская народная борьба имеет множество локальных и территориальных видов и стилей, которые уже в советское время были условно разделены на лорийский кох и ширакский кох (по названиям географических районов Армении). Дорийские борцы соревнуются в чохах — своего рода жилетах, сшитых из крепкого домотканого шерстяного материала, на талии туго завязанного поясом. В схватке применяются броски с захватом за одежду выше пояса (встречается также стиль, где допускаются захваты ног руками), броски с помощью ног, сталкивания, подножки, зацепы и т.д. Для победы необходимо заставить соперника коснуться лопатками земли, без фиксации положения. В советское время лорийский вариант армянской борьбы стал основой для разработанных единых правил соревнований по борьбе кох.

В ширакском кохе борцы выходят на схватку обнаженными по пояс, в шароварах. Тело часто смазывалось маслом. У Егише читаем: «Обнажись, как борец, помажься елеем (маслом) Христа, дабы не побороли тебя руки противника». Борьба с обнаженным торсом известна в двух основных разновидностях: а) с применением подножек, зацепов и захватов ног руками; б) без воздействия ногами на ноги соперника и без захватов ног руками. Схватка проводилась только в стойке, для победы как и в лорийском кохе нужно заставить соперника коснуться лопатками земли.

Продолжение …