Соревнования по борьбе являлись частью многих традиционных узбекских праздников. Более-менее состоятельные хозяева зазывали борцов (полвон или курашчи) и на семейные торжества. Так, например, у узбеков-карлуков борьбу за призы можно было наблюдать на свадьбах: «Борьба (кураш) устраивалась на свадьбах, обычно вечером, при свете большого костра (гулхан). Собравшиеся образовывали большой круг — «кенг давра». Для победителя также устанавливался приз: халат, тюбетейка, сапоги, поясной платок, деньги и т.п. Назначался старший — «бакавул», который наблюдал за правилами состязания, раздавал призы.<…>

Один из них выходил на арену, разводил руки в сторону, прохаживался по арене, приговаривая «талаб-талаб» (просьба-просьба), тем самым бросая вызов другим борцам. Когда находился соперник, оба борца обходили три раза арену и затем начинали борьбу» .

По традиции, соревнования начинали дети, затем в борьбу вступали юноши, а уже после них боролись взрослые мужчины. Бывало, что соревнования проводились с соблюдением некоторых ритуальных действий как, например, это описывает узбекский исследователь У.Х. Карабаев: «Это состязание начиналось символической борьбой двух аксакалов — ветеранов. Затем на площадку выходили самые маленькие борцы, вслед за которыми в борьбу вступали старшие пары. В кульминационный момент на помост выходили наиболее известные борцы. В большинстве случаев борьба «кураш» шла в сопровождении музыки».

Устраивались также своеобразные турниры среди борцовской элиты — борцов, для которых борьба стала самой настоящей профессией -гуштгирлик, пахлавонлик или полвонгирлик. Очень часто контингент таких борцов пополнялся за счет сельских самородков — кишлак зурлари («кишлачные (деревенские) силачи»). С глубокой древности у узбеков как и многих других народов разделения на весовые категории не существовало. Однако при разбивке борцов на пары устроители или люди, бравшие на себя функции судьи, чаще всего руководствовались тем, чтобы соперники не слишком сильно различались по росту.

Традиционными местами схваток служили площади селений, а в ряде мест также зурхона (букв. — «дом силы») или пирхона. Последние также выполняли функции школы борьбы, где тренировки (машк килиш) проводились под руководством учителя (устоз или пир; узбек.- «старец, духовный наставник»). В зависимости от времени года схватки проходили на заранее взрыхленной земле, посыпанной песком площадке или просто на траве. Такие места назывались мвърака (этимологическое значение этого слова — «борцовская площадка»). Есть сведения, что в некоторых местах борцовскую площадку устилали отходами хлопка или риса, а иногда и опилками. На соревнованиях, которые устраивали состоятельные люди, борцы порой состязались на богатых, украшенных орнаментом коврах. В современных условиях ковры часто заменяют борцовские маты.

Популярность борьбы на праздниках была столь велика, что в народном уличном театре даже появились своеобразные представления на эту тему. Т.Абидов в одной из своих работ пишет: «в репертуаре хорезмских комиков с давних пор имеется фарс «Палван хатари» («игра палвана») — сатира на борцов, которые не употребляют недозволенные приемы. Любопытно, что если в Ургенче, Хиве, Хазараспе эта пантомима с соответствующим текстом носит название «Палван хатари», то в Амударьинском районе Каракалпакии — «Бардибой салки». Бардибой — имя хитрого борца, а салки -слабообвязанный поясной платок.<…>

Обычно фарс «Палван хатари» исполняется так. После вступительной мелодии в круг выходит масхарабоз и начинает борьбу с куклой, Бардибой-салки, которую держит его напарник. (Делается кукла так: на палку надевается маска, а сверху халат. Левой рукой масхарабоз придерживает куклу, а правой через рукав куклы, охватывает себя.) Комик долго торгуется с устроителем соревнования о вознаграждении за победу. А во время состязания между ними ведется непрерывный комический диалог. В конце-концов, возмущенный неправильными приемами борьбы противника — куклы, комик покидает арену».

Ныне кураш — успешно развивающийся вид спорта, известный во многих странах мира. Начиная с 1992 г., были проведены несколько международных презентаций этой борьбы на представительных спортивных форумах в Южной Корее, Канаде, Японии, Индии, США, Монако и России. В результате предпринятых усилий в сентябре 1998 г. в Ташкенте состоялся первый международный турнир по борьбе кураш, который собрал представителей почти из 30 стран мира. В том же году была создана Международная Ассоциация Кураш (МАК). Технический арсенал международного кураша является объединением традиционных узбекских приемов и техники, взятой из самбо и дзюдо. Как и в исконном народном кураш, борьба ведется только в стойке, переводить ее в партер запрещено. При падении борца даже на одно колено схватка останавливается. Если нет чистой победы — броска «на обе лопатки» (халол), то победитель определяется по очкам. Например, за бросок на «одну лопатку» дается полпобеды — енбош. Форма ковра, который называют гилам, заимствована из дзюдо. Куртка для борьбы (яктак) своим кроем напоминает самбовку. Длина яктака должна быть на 15-20 см выше колена. Рукав должен доходить до запястья, а штаны до голени. Длина пояса должна быть такой, чтобы после двух оборотов вокруг талии и завязывания узла длина его концов составляла не менее 20 см. Кроме того, в форме борцов должны обязательно присутствовать все цвета государственного флага Республики Узбекистан: синий, зеленый, белый и красный.