Кушти («борьба») — традиционной борьба в Индии и Пакистане. История индийской борьбы насчитывает многовековую традицию еще с ведической эпохи (кон. II — нач. I тыс. до н.э.), а гармоничное физическое развитие человека — дэвада (букв. — «путь тела») считалось одним из путем его полной духовной реализации. Индийские мифы и легенды изобилуют описанием борцовских поединков между богами и героями. В классических индийских текстах, например, «Ригведе», а также эпических поэмах «Рамаяна» (II в.) и «Махабхарата» (V в.) качестве идеала воина выступает человек, владеющий военной стратегией и тактикой, умеющий хорошо стрелять из лука, ездить на лошади, плавать, охотиться, поднимать тяжести и бороться.

Термин кушти — «борьба», является прямым переводом с хинди слова Бхаратия кушти — «индийская борьба» и обозначает оригинальную индийскую форму борцовского единоборства, наследующую воинские традиции касты древних индийских воинов -кшатриев. В северной Индии для обозначаения борьбы используют одновременно два термина: пахлавани, происходящий от персидского пахлаван («богатырь»), обозначающий борьбу как образ жизни, а также искусство борьбы, практикуемое в Иране и мусульманском мире, и более древний санскритский термин малла-юддха, который буквально переводиться как «борцовская схватка». Корень «малла» — «борец», часто используется в сочетаниях малла-кала («искусство борьбы»), а также малла-видья («знание борьбы»). Последние два слова, которые употребляются сейчас гораздо чаще, чем малла-юддха, указывают на то, что в традиционной Индии борьба была больше, чем простым состязанием в силе и выступала как комплексная система воспитания человека для жизни и войны.

В малла-юддхе выделяют четыре стиля борьбы, определяемых техническими приемами и тактикой, которые используются в поединке: хануманти — основанного на обманных движениях и отсутствии грубой силы; джамбуванти — использующего базовые приемы (в основном, захваты) борьбы для контроля над соперником; джарасандхи -целью которого является убийство противника; бхимсени — борьбу, где полагаются преимущественно на грубую физическую силу.

«Золотым веком» для индийской борьбы был XVI в., когда искусство борьбы расцвело под патронажем могущественной династии моголов (XVI-XVIII вв.). Кушти

пользовалась покровительством местных правителей, каждый из которых держал свою команду борцов-чемпионов, среди которых проводились турниры по всей стране. В древней кушти боролись чаще всего до смерти одного из соперников, а сами поединки проходили в присутствии правителей-махараджей. Жестокость схваток была обусловлена также тем, что искусство борьбы входило составной частью в систему воинской подготовки кшатриев.

Таким образом, борьба в современной Индии и соседнем с ней Пакистане является синтезом двух традиций: персидской, привнесенной в Индии во времена династии Великих Моголов и аутентичной индийской, получившей своей максимальное развитие начиная с XI века. В период британского владычества в Индии популярность кушти упала, однако с 1947 г., когда Индия обрела независимость, кушти объявили национальным видом спорта.

Продолжение …