Исторические сведения об индийской борьбе дошли до наших дней не только через мифы и эпические сказания, но также и классические тексты, среди которых наиболее известен трактат «Малла-пурана». Индийская культура породила большое количество пуран (букв. — «древний текст») — трактатов, касающихся самых разнообразных тем, начиная от индийской аюрведической медицины и традиционной храмовой архитектуры и заканчивая трактатами об искусстве любви. Тема борьбы также не было обойдена пуранами — в Научном институте ориенталистики в г.Пуна, была обнаружена рукопись, написанная письмом девангари и датируемая серединой XVIII века. В ней описывается искусство борьбы маллявеша, широко распространенной в средневековой Индии. Эта пурана носит название «Малла-пурана» (букв. — «древний текст о борьбе») — считают, что она принадлежала профессиональной касте борцов джьештхи-малла (букв. — «наилучшие борцы»), проживавших в северных и северо-западных индийских штатах Гуджарат, Раджастхан, Махараштра и др. Древний текст «Малла-пураны» содержит 18 глав, в которых описано все, что касается борьбы: диета, упражнения, этапы подготовки борцов и т.д.

В частности, приводится классификация тех, кто может участвовать в борьбе кушти. Так, выделяют следующие критерии: 1) принадлежность к касте (гопкула); 2) возраст (бала); 3) сила конечностей (урусара); 4) телосложение (астхисара); 5) уровень подготовки (бхавишья). Так, например, одна из известных в настоящее время борцовских каст — «молочники»-ядавы , проживает в районе, простирающимся от штата Гуджарат до Бихар, при этом только в священном для индуистов г.Бенаресе к ядавам причисляет себя нескольких сот тысяч человек. Основное «гражданское» занятие ядавов — молочное животноводство, борьбой же мужчины занимаются согласно древней традиции.

Организация обучения борцов кушти построена в форме общинных домов акхара -особых школ, где проживает группа борцов вместе со своим учителем (гуру). В жизни борцов огромное значение имеет система отношений учитель-ученик (гуру-чела), в рамках которой ученик почитает своего учителя как воплощенную мудрость и знание, и беспре кословно ему повинуется. Гуру является высшим ответственным лицом в акхара, часть хозяйственных обязанностей которого берут на себя старшие ученики (дада). Каждый борец получает от гуру индивидуальные наставления касающиеся количества и последовательности выполнения упражнений, вида технических приемов, которым ему следует отдавать предпочтение, режима дня. питания и т.д.

Число борцов, входящих в общину, может составлять от 5-6 до 60-70 человек, а их возраст — от 8 до 65 лет. При этом в акхара формально входят также борцы, которые обзавелись семьями и живут отдельно, но могут приходить сюда для участия в тренировках и поединках по борьбе. Примечательно, что тренироваться вместе могут как представители низших, так и высших каст. Школы-акхара не берут платы за обучение -необходимые для ее функционирования средства накапливаются за счет общественных взносов (чанда) членов общины, даров меценатов, а также пожертвований местных жителей.

Кушти представляет собой не просто физические упражнения и особый образ жизни. Борьба в Индии — это еще и религиозные церемонии и обряды, которые прослеживаются с ведического периода. Так создателем 64 древних индийских искусств, описанных в Ведах считается Бог Шива, а первым учителем боевых искусств, согласно легендам, был один из его учеников — Парашурама. При каждой акхаре существует небольшой храм, как правило, посвященный «царю обезъян» — богу Хануману. Хануман является покровителем борьбы в Индии и его изображение (обычно с палицей) украшает каждую акхару, а также ставиться рядом с площадкой для борьбы.

Продолжение …