Кырым татарларар куреш («крымско-татарская борьба»; здесь кырым татарлары — собственно название крымских татар), татарча куреш («татарская борьба») или куреш («борьба») — традиционная борьба «на поясах» у крымских татар: «Публика становится в кружок, посредине помещаются два джигита; они наклоняются друг к другу и берут один другого за кушаки. Музыка начинает какой-нибудь марш, и оба джигита начинают переминаться на месте, изловчаться, тянуть друг друга за кушаки, стараясь повалить один другого и возбуждая тем не описанный восторг в зрителях. Когда один из противников оказывается сваленным на землю, взрыв диких восклицаний приветствует победителя».  Захват за пояс в крымско-татарской борьбе обязательно удерживается до конца схватки.

В прошлом, на соревнованиях для завоевания титула чемпиона необходимо было провести успешно несколько схваток: «чтобы стать победителем и получить приз, нужно побороть трех противников», — так писал один из очевидцев подобных народных чемпионатов.

Соревнования по борьбе проводились во время различных праздников и семейных торжеств, например, на праздник «Хыдырлез». Во время «Дервиза» («праздник урожая») соревнования по борьбе проводят крымские татары, проживающие в Турции (здесь она известна под названиями Tatar guresi, Kirim Tatar guresi или Kirim Turk guresi) и Румынии. Во время молодежных «арепене» (от арабск. «арафане» — «быть знакомым, обладать знанием») происходили своеобразные гуляния, сопровождаемые спортивными состязаниями и играми, в том числе борьбой. Борцовские схватки были также неизменным атрибутом свадеб («той»), куда приглашались известные борцы (адагълы курешчи). По окончании борьбы на свадебном торжестве победителя, верхом на коне, под музыку, сопровождали во двор жениха, где ему преподносили бокал вина (шарап), который он выпивал под ликующие возгласы и звуки марша. Во время религиозных праздников, особенно на «Курбан Байрам», призы победителям в борьбе выдавали
женщины: «В призы входили кушаки, платки, шапки и башмаки — красные сафьяновые остроконечные без подошвы».

Характерная черта соревнований по крымско-татарской борьбе — наличие непременного музыкального сопровождения. Как правило, исполнялась специальная борцовская мелодия куреш авасы («танец борьбы»): «всякое маломальское событие их жизни отмечают борьбой. При этом используются два любимых марша: марш наступления и марш отступления. По преданию, оба эти марша относятся ко времени исторических походов Тамерлана».

Обычно, на большинстве праздников борьба открывалась схватками детей. Позже в нее включались уже и взрослые. В настоящее время проводятся международные турниры по крымскотатарской национальной борьбе куреш. Борцы разделены на весовые категории. Схватки ведутся по правилам классического стиля — халяль куреш. Участники держат друг друга за специальные крепкие пояса (кушаки) и пытаются уложить соперника на землю. Для победы надо его поднять и бросить на спину, упав вместе с ним. Борьба проводится с обнаженным торсом, броски через ноги запрещены. После двух поражений игрок выбывает. Сам поединок длится 5 минут, а при ничейном результате судья дает дополнительное время до выигрыша в захвате за кушаки. Победитель получает приз — живого барана, а победитель в абсолютной категории получает звание «Пельван ».