Ламб (Laamb; Lamb) — национальная борьба в Сенегале, наиболее распространенная у африканских народностей волоф, серер, тукулер и некоторых других. Существует множество этнических и местных названий: маафир (maafir) — у серер, гбе (gbe) — у сенуфо, боре (borey, boreh, borreh) — у волоф и т.д.

В целом, ламб представляет собой борьбу вольного стиля с произвольными захватами руками как выше пояса, так и ниже его (за ноги соперника). Существует в нескольких локальных разновидностях.

В борьбе ламб любой схватке предшествует своеобразная театральная постановка, включающая нарочито «героические» позы борцов, читающих наизусть специальные поэмы «бакэ», в которых прославляется храбрость, сила и мужество борцов: «В Республике Сенегал спектакли с участием борцов — «сьента» — скорее можно отнести к народному театру, чем к спорту. Каждый борец поднимается на арену, поддерживаемый своими болельщиками. Они превозносят его как божество: «Это твоя заслуга, что женщины рожают. Если ты будешь побежден, наступит засуха, ночь будет без звезд, женщины не будут больше рожать…».

Прежде чем сойтись, борцы вступают в диалог.

Традиционно, соперника борец выбирает себе сам, причем делает это в довольно интересной форме: он ставит большой барабан «тамтам» на середину борцовской площадки и бьет в него, вызывая соперника на поединок. Затем выходит желающий побороться и, в свою очередь, тоже бьет в этот же «тамтам». Красочное описание данного обычая приводит Усиан Сосе в романе «Карим»:

«Уссейну взял «н’денг», большой барабан, и поставил его в круг, бросая вызов всем, кто хочет помериться с ним силой. Женщины запели песню: «Лев хочет пить… Другие звери больше не придут к источнику!» Все борцы, которые не приняли вызова, должны были выйти из круга и присоединиться к зрителям… Женщины снова запели песню… Затем зрители разбились на два хора и каждый «болел» за своего борца. Им аккомпанировали «сабары» — барабаны, обладающие высоким звуком и более мелодичные. Каждый хор превозносил достоинства своего любимца и предсказывал ему скорую победу».

Борцы выходят на схватку в традиционных шортах или набедренных повязках, с головы до ног обвешанные «гри-гри» — различными амулетами, которые висят на груди, лодыжках и талии борцов. Использование амулетов, как и обливание себя кислым молоком перед схваткой, направлено прежде всего на получение помощи от духов природы и духов предков. О.Осипов, лично наблюдавший сенегальскую борьбу, пишет: «Например, ни один из борцов не войдет в круг, не призвав на помощь духов предков и не совершив множество других ритуалов. Медитация отнимает треть времени при подготовке к соревнованиям и считается едва ли не в сто раз более важным делом, чем накачивание мышц. Борцы принимают очистительные ванны, омолаживая тело и «смывая» наговоры соперников. Важная часть подготовки — принесение в жертву коз и кур. Из особых трав и корешков готовится магическое лекарство «гри-гри», приняв которое обретаешь душевный покой. С помощью колдунов строят соперникам козни, нагоняют на них хворь и страх. «Без всего этого нет борца, — утверждает «король арены» Манга II, в миру — Гиацинт Идиай, — в этом суть «мбапате». Иначе они не имеют смысла».

Как отмечает В.А. Корочанцев, «в «ламбе», как считают здесь, не бывает победителей и побежденных, а есть только удачливые и менее удачливые чародеи. Чтобы обрести душевное равновесие и уверенность перед схватками, спортсмены взывают к помощи и советам знахарей и чародеев. Так что бой выглядит и как состязание между колдунами. Чародеи прибегают к изощренным заговорам, заклинаниям, изготавливают стимулирующие средства и амулеты. Увешанный «гри-гри» спортсмен гордо выходит на арену. В сенегальских деревнях перед схваткой тренер для взбадривания хлещет подопечного по ногам пучком веток дерева зинги. Борец прыгает, стараясь увернуться от болезненных ударов. Молва уверяет, что таким способом спортсмен получает питательные соки зинги и становится сильным, смелым и увертливым. Специалисты не без оснований полагают, что речь идет об обыкновенной, оригинальной по форме разминке».

Продолжение …