Литызын («борьба, бороться») или лэтэкас, литэкас («борьба») — традиционная борьба ительменов, коренного народа Камчатки. Ительменская борьба во многом аналогична борьбе соседних народностей, например, коряков. Это борьба вольного стиля в стойке без продолжения схватки на земле (снегу). На схватку соперники выходят в обычной повседневной одежде, иногда обнаженные до пояса. Применяются различные подножки, подсечки и броски с помощью ног. Для победы необходимо бросить соперника на землю, спиной вниз. Кроме того, в технический арсенал борьбы входят довольно болезненные и увесистые оплеухи, а в недалеком прошлом применялись броски с опусканием соперника головой в землю, а также удары руками и ногами: «Протащив Палланца (коряка) три раза вокруг площади, ительмен поддернул его вверх, удачно подтолкнул носком левой ноги, потом почти на лету изо всей силы пнул его правой ногой в спину».

Подобно тому, как это бывало у чукчей, эскимосов, а также коряков, ительмены устраивали борьбу на скользкой моржовой шкуре, свежесодранной и лоснившейся от жира. Края шкуры прибивали к земле острыми осколками оленьих и моржовых костей. Естественно, что после падения на эти острые осколки мало кто мог рассчитывать на то, что останется в живых: «Ваттан, горевший желанием помериться силами с молодым ительменом, уже ступил на шкуру, и оба обнажили до пояса тело, избирая тот способ борьбы, который требовал наибольшего искусства. Бросая злобные взгляды на обоих противников, Палланцы принялись обтыкивать края шкуры костяными осколками, прочно укрепляя их в снегу остриями вверх. <…> Состязание внезапно приобретало смертельную опасность, ибо неудачный борец, упавший обнаженным телом на острые осколки, рисковал получить тяжелые раны».

Известно, что в борьбе, как и других спортивно-воинских дисциплинах народов Севера, проводились специальные тренировки, которыми иногда руководили опытные воины или старики: «По преданиям ительменов, юноши тренировались, пробуя выкорчевывать деревья, загибать их вершины при помощи ремней и т.д.».

Соревнования устраивались во время праздников и в свободное от работы время. Для организации поединка порой было достаточно сказать: «млитикас» — «давай бороться!». Отказаться означало показать свою слабость, что было неприемлемо для настоящего мужчины. Бывало, что какой-нибудь из сильных борцов узнавал о том, что в одном из селений есть подобный ему соперник. Тогда он отправлялся в то селение и вызывал своего оппоннента на поединок: «К нему приходило много народу бороться, но он всегда выходил победителем».