Лотта (lotta; lutta — «борьба») — название борьбы в Италии. Традиции борьбы итальянцы во многом унаследовали от древних греков. Не случайно, борьбу (luctatio; lucta) в Риме относили к греческим состязаниям (certamen graecum) или греческим играм (ludi graeci), а профессиональными борцами в таком виде как панкратион (pancration; pancratium) (также заимствованный у греков) опять же чаще всего были греки. Кроме того, по греческому образцу в некоторых римских городах были отстроены школы типа греческих палестр (palaestra), где упражнения в борьбе (discere palaestram или certamen gumnicum) умащенных оливковым маслом или специальной мазью из воска («церома») борцов занимали главенствующее место. Г.Гегетшвайлер из Цюриха упоминает , что в римской борьбе (La lutte romana) разрешались только приемы от пояса и выше. Подножки и другие приемы ногами были запрещены. Борцы хватались за туловище соперника и пытались опрокинуть друг друга. Схватка считалась выигранной, если противник касался лопатками земли.

Не создав своих собственных видов борьбы, римляне, тем не менее, способствовали распространению и трансформации древнегреческих оригиналов по всей античной Европе, где они принимали новые оригинальные формы, смешиваясь с местными борцовскими традициями. В самой Италии борьба после эпохи античности продолжала наследовать ее традиции, хотя и в несколько видоизмененной форме: «В Риме уже в конце XI века прославились состязания в горах «тестакакко» -продолжение в христианской форме ритуала плодородия луперкалий. В них принимали участие и представители окрестных сел. Из плана такого мероприятия, относящегося к 1469 году, известно, что традиционная программа включала четыре забега, прыжки с шестом в длину, выступление борцов и гонки различных животных».

Отметим также, что продолжали существовать и моральные принципы, характерные для состязаний в борьбе. Например, еще в XVI — начале XVII вв. между представителями знати имели место споры, может ли знатная особа соревноваться в борьбе с простолюдином. В принципе допускалось, что дворянин может состязаться с крестьянами, но при условии, что обязательно выиграет без особых усилий и он заранее должен быть уверен в своем успехе. Один из знатных XVI в. возмущался: «Отвратительно и недопустимо видеть, как дворянин проиграл крестьянину, особенно в борьбе».

Из трудов итальянских исследователей известно, что в указанный период итальянская борьба развивалась в двух основных вариантах. Роберто Нурчис в своей статье «Итальянские боевые искусства в эпоху Возрождения» пишет: «Борьба тоже сохранялась в Италии с эпохи античности. Существовали два ее вида. Первый — «Луктатио Вульгарис» («luctatio vulgaris»). Он представлял собой чисто силовую борьбу в обхват, включавшую подножки и подсечки. Цель поединка сводилась к тому, чтобы любым способом бросить противника на землю. Кое-где схватку продолжали и на земле, однако в
большинстве итальянских провинций этого не делали.

Строго говоря, название «Луктатио Вульгарис» не совсем верно. Дело в том, что оно является наиболее общим. А в каждой провинции страны такая борьба называлась по-своему, например, «акрочиризмо» и т.д. Особенно любили бороться пастухи и крестьяне-земледельцы. Состязания между ними происходили по выходным и праздничным дням на сельских площадях, или во внутренних дворах замков местных властителей.

Хотя «Луктатио Вульгарис» была не более, чем формой атлетической тренировки и спортивного соревнования, она получила признание у многих кондотьеров (предводителей отрядов наемников) и аристократов. Среди первых достаточно упомянуть знаменитого Бартоломео Коллеони, а среди вторых — маркиза Гонзага, сеньора Мантуи. Благодаря тем и другим, эта борьба широко распространилвсь в ряде европейских стран. Собственно говоря, именно от нее происходит современная классическая (она же — греко-римская) борьба.

Продолжение…