Согласно историческим данным, французские рыцари изучали и применяли получившую у историков название «борьбу на смерть». В ней использовались такие приемы, как переломы конечностей, удары кулаками и локтями в лицо, в нижнюю часть живота и другие уязвимые места, выдавливание глаз, вырывание волос, укусы и т.д. Один из приемов назывался «показать солнце»: голову соперника резко откидывали назад, что вызывало перелом шейных позвонков и смерть.

В XV в. эта разновидность борьбы превратилась в борьбу вольного стиля ля лют а мэн плят (la lutte a main plates — «борьба плоской ладони»), с произвольным захватом за туловище выше пояса. Она включала в себя приемы с болевым воздействием на суставы, подножки, броски с помощью ног. Согласно одной из легенд, именно с помощью этой борьбы легендарный Беовульф одолел чудовище Грендел. По другой версии, подножки и иные приемы с воздействием ногами на ноги соперника запрещались, а сама борьба отличалась большей рыцарской галантностью к противнику, чем проводимые в тот же период во Франции рукопашные бои сават (La savate) и палочные поединки батон (La baton).

Период раннего средневековья являлся собственно периодом застоя в рациональном физическом воспитании и в атлетике. Кроме того, слабо развитое искусство письма не позволило сохранить сколько-нибудь существенных литературных свидетельств в области физического воспитания в этот период, поэтому судить о развитии борьбы приходится лишь на основании немногочисленных историй, легенд и мифов.

Возвращаясь к XVI в., следует отметить, что борьба во Франции и соседней Англии являлась в то время искусством самозащиты, высоко ценимой рыцарями. В присутствии короля рыцарская молодежь Франции боролась или поднимала тяжести в королевских усадьбах. Рыцари вызывали друг друга на поединки, а иногда между собой боролись даже короли. В французских спортивных кругах широко известен знаменитый поединок по борьбе между королем Франции Франциском I (с 1515 по 1547 г.) и королем Англии Генрихом VIII (с 1509 по 1547 г). Оба любили удивить дворян своим атлетическим телосложением, огромной силой и владением техникой борьбы. Этот поединок королей вошел в историю под названием Camp du Drap d’Or (см. Гурен). Оттуда наверно и пошло название «королевский спорт», употребляемое некоторыми швейцарскими и французскими писателями ХХ в. как синоним борьбы. Соревновались между собой на полях и улицах селений также и крестьяне из низших слоев.

Тем не менее, в XV-XVI вв. борьба во Франции переживала не лучший период своего развития. Причиной тому служили гонения католической церкви на «языческие», «эллинские» зрелища. В своих действиях церковь руководствовалась словами Тертуллиана (160-225 гг. н.э.) — писателя периода раннего христианства, который в книге «О зрелищах» сказал так: «Борьба — дело дьявола». Подобная политика была подкреплена запретными буллами Папы Римского 1588, 1611 и 1665 гг. Более богатыми на атлетические тренировки оказалась эпоха Возрождения, восстановившая эллинистические спортивные традиции.

Так, в первой половине XVII в., во Франции получил широкое распространение более благородный, в отличие от своих прообразов в виде ирландской, ланкаширской и немецкой борьбы стиль, названный уже позже, в середине XIX в., «французской борьбой». Последняя представляла собой силовую борьбу в стойке и партере без воздействия ногами на ноги соперника и без использования захватов руками ниже пояса. Для победы необходимо было прижать соперника лопатками к земле (ковру). Эта борьба явилась своеобразным синтезом трех традиционных французских видов борьбы: бургундской, вольного стиля (La lutte a main plates) и бретонской (Gouren) (см. Гурен).

Продолжение …