Ля лют (фр. — la lutte — «борьба») — общее название борьбы во Франции, которую без всякого сомнения можно назвать колыбелью современных атлетических видов спорта, в частности, греко-римской или классической борьбы (La lette greco-romaine) и состязаний по подъему тяжестей (L’halerophilie).

Французская борьба ведет свое происхождение еще со времен Римской империи. На ее развитие наибольшее влияние оказали борцовские традиции переселившихся или исконно проживавших во Франции кельтских, германских и романских народов. За века во Франции сложилось несколько разновидностей борьбы, одни из которых исчезли с исторической арены, а другие продолжают практиковаться и в наше время. Пестрота эта связана с тем, что во многих случаях развитие отдельных видов борьбы носило временный или локальный характер. До сих пор среди жителей различных исторических областей Франции сохраняются этно-психологические различия, повлявшие на становление региональных видов французской борьбы. Так, отличаются своеобразием нормандцы, пикардийцы, бургундцы, гасконцы и другие этнические группы. Кроме того, во Франции проживают народы и нефранцузского происхождения. Среди них бретонцы (потомки выходцев с Британских островов), эльзасцы и лотарингцы (потомки древних германцев), корсиканцы (родственные итальянцам), а также баски, каталонцы и некоторые другие. Каждая из этих народностей продолжает сохранять свою самобытную культуру, а многие из них — и свои национальные борцовские традиции.

В эпоху господства Рима под влиянием профессиональных борцов борьба получила определенную систематизацию, а в IV-IX вв. во Франции, как и в других странах Европы, она стала широко использоваться воинским сословием. При этом, с совершенствованием способов обработки стали, характер рыцарских боев стал также видоизменяться. На полях сражений появились пехотные и конные рыцари, закованные в сталь с головы до ног. Чтобы разбить доспехи противника рыцарь должен был уметь обходиться с тяжелым топором, мечем или стальной булавой. Наряду с качеством изготовления доспехов и оружия все большую роль имели сила и четкость выполнения удара, а также эффективные приемы рукопашной схватки, поэтому хорошая физическая подготовка и знание техники борьбы стали играть важнейшую роль в процессе подготовке воинов.

В Средние века борьба была популярна среди рыцарства, горожан и крестьян. Уже в раннем средневековье в рыцарских клубах начали заниматься атлетикой и борьбой в разных видах. О первых борцовских поединках среди рыцарей Бургундии упоминает Бехайм Шварцбах. По его словам, в то время главным фактором во всех видах единоборств являлась физическая сила и умение обходиться с оружием. В рыцарских турнирах, устраиваемых по поводу именин, праздников или для чествования победы над врагами, бургунды вели между собой бескровные, дружеские «бои» по метанию копья в мишень, марафонскому бегу, прыжкам в длину и в высоту (над растянутой веревкой), толканию камня, а также по борьбе и силовым играм, где сила измерялась по результату удара тяжелым молотом по специальному деревянному предмету.

В турнирах такого рода побеждал самый сильный и ловкий юноша. Самым лучшим рыцарем-борцом тех времен Б.Шварцбах считает легендарного рыцаря Зигфрида, который обладал «нечеловеческой» силой и в схватках прижимал противников к земле так, что «у многих ломались ребра, а некоторые даже оставались лежать замертво». Интересно отметить, что рыцарей делили на «палачей», которые умело обходились с мечом, и «душителей», под которыми понимали хорошо натренированных и сильных воинов, способных после неудачного удара мечом или потери оружия победить противника с помощью борцовских приемов.

Продолжение …