Мусараа («борьба») — традиционная борьба арабов, группы народов проживающей в странах Передней Азии и Северной Африки. Борьба арабам известна с глубокой древности. Когда точно они начали практиковать борьбу — неизвестно, однако устная традиция повествует, что она была дана людям самим Аллахом. Арабы, проживающие на довольно большой территории и контактирующие с большим количеством этносов, имея собственные культурные традиции, постоянно пополняли их чужими в разые исторические эпохи. Такое положение просматривается во многих сторонах жизни арабов, в том числе в различных играх и состязаниях, включая борьбу. Н.Н. Грабовская считает, что на развитие борьбы и других видов спорта и игр египетских арабов определенное влияние оказала древнеегипетская культура: «Современная физическая культура Египта преемственно связана с древней. В основе ее лежат средства, распространенные в древности: борьба, бокс, фехтование, игры с мячом, плавание, гимнастика, стрельба, бег, поднятие тяжестей». М.Д. Бутузова, исследуя физическую культуру Иордании, делает вывод, что: «В период эллинистического греческого государства, в состав которого входила и территория Иордании (IV — I вв. до н.э.) у греков были заимствованы такие виды состязаний, как езда на колесницах, борьба, кулачный бой…». Известно о большом влиянии римлян на развитие арабских единоборств, а современную греко-римскую борьбу арабы называют «римской» — мусараароманийа.

В большинстве описаний арабской борьбы, например, алжирской эль А’абаз, иракской габз (или шахриваз), а также сирийской и египетской борьбы отмечается, что схватки проходят под музыкальное сопровождение. Некоторые исследователи рассматривают это как наследие античных времен. Например, алжирский исследователь БаширХадж Али отмечает: «Наши вокальные формы «рахба» («борьба»), которыми зрители восхваляют на состязаниях сильнейших борцов, можно с полным правом рассматривать как разновидность античной музыки, сопровождавшей соревнования атлетов в древней Греции».

В жизни арабов борьба имела многофункциональное значение. Уже с первых этапов своего развития она рассматривалась как одно из действенных средств физического воспитания молодого поколения, а также как средство поддержания формы зрелых мужчин. Исследователь Д.П. Вуколкин отмечает: «Физическое воспитание, которое включалось составной частью народной педагогики в общую систему воспитания бедуинов, было преимущественно атлетическим: обучение велось с самого раннего детства умению бороться, носить тяжести, бегать, стрелять из лука, владеть копьем, метать дротик, действовать пращей, ездить верхом на лошади и на верблюде».

Египетский ученый Али Абдель Азиз Хассен пишет: «Борьба, поднятие тяжестей, а также некоторые виды легкой атлетики (бег, прыжки) были очень популярны в народе и обычно включались в военно-спортивные состязания на праздниках. Эти виды спорта были составной частью военно-физической подготовки воинов, так как играли большую роль в формировании сильного человека». Кроме того, борьба являлась частью целого ряда обычаев. Например, зафиксирована существовавшая в прошлом традиция, согласно которой мужчина должен был заслужить право на женитьбу и брачную ночь в борцовском поединке с девушкой. Этот факт отмечен в одном из фольклорных текстов — «Зуфнун», записанных И.Н. Винниковым у бухарских арабов: «Мать сказала: «Семь дней я с отцом твоим боролась, он повалил  меня, и я за него замуж вышла».

Наконец, борьба была развлечением, особенно, у состоятельных людей. Здесь показателен случай из истории Ирака: «Му’изз ад-Даула ввел, например, в Багдаде состязания по борьбе. Он распорядился посадить посреди ипподрома дерево, на ветвях которого висели дорогие ткани, у подножия лежали кошельки с дирхемами, а на стене поместил музыкантов с литаврами и флейтами. Всем разрешалось бороться на призы. «Из-за этого бороться стали по всему городу. Если Му’изз ад-Даула видел, как кто-нибудь одержал победу, он давал ему нагдраду. Не один глаз пропадал от удара, не одна нога была переломана». В Ливане борьбой развлекали посетителей кофейни: «Особенно любят они посещать кофейни, где днем доморощенные артисты дают концерты, или передразнивают римских гладиаторов (Речь идет о выступающих публично профессиональных борцах — мусариа)».

Продолжение …