На крыжы («накрест»); на крыжкг; наукрыж; у абхват («в обхват»); на барца («на борца»); у ахапкг («в охапки») — один из видов традиционной народной белорусской борьбы. Представляет собой борьбу «в обхват», когда борцы перед началом схватки обхватывают друг друга руками крест-накрест (крыж-накрыж) и сцепляют их «в замок» на спине соперника.

Практиковалась в нескольких основных разновидностях. Так, в одной из них, которую иногда называют сыавая барацьба («силовая борьба»), всевозможные приемы с воздействием ногами на ноги соперника, т.е. подножки и подсечки запрещены. Подобная разновидность борьбы имела место, например, в некоторых селах Речицкого района Гомельской области. Для победы в борьбе на крыжы необходимо бросить или опрокинуть соперника спиной на землю -«моцна кшуць вобземлю» («крепко кинуть об землю»)): «Патрэбна было любым прыёмам звалщь сапернка на зямлю. Пераможцам аказвауся той, хто быу наверсе».

В другой ее разновидности, известной в некоторых местностях под названиями бырки, бырца и др., и которую еще в конце XIX в. зафиксировал Н.Я. Никифоровский в своих «Очерках Витебской Белоруссии», напротив, подножки, подсечки, зацепы и другие броски с помощью ног, имели весьма широкое применение. Однако, возможность применения подобных приемов соперники оговаривали заранее: «Что делает один, тоже делает другой; оба же обуславливают подставлять ли ножку или нет».

В тех же местах, где такая разновидность не практиковалась, ее называли «нечестной борьбой». Интересно, что в восточных районах Могилевшины борьбу с подножками называют «неправильной борьбой» (шправыьныя боргння), поскольку «падножку ншьзя пыдстыуляць».

Под термином на крыжи у белорусов известен еще один вид народной борьбы. Здесь борцы ведут схватку «обхвативши один другого правой рукой за шею, а левой -за туловище, и с помощью подножки стараются повалить противника на землю спиной вниз».

Соревнования по борьбе обычно устраивались во время различных традиционных праздников, вечерних
гуляний молодежи и т.д. Есть данные, что в прошлом в некоторых семьях, например, в Брестской области, различные уловки, «секретные» приемы, способы подготовки к борьбе и др. передавались по наследству — от отца к сыну или от деда внуку.