О популярности борьбы под пояски говорит тот факт, что ей, под страхом наказания, увлекались даже некоторые священники. В бывальщине «Попа побороли» Василий Пухначев рассказывает: «В старо-то время у нас, в Кривинском селе, поп отец Дормидонт был…Ну, поп как поп, службы церковные — заутрени, вечерни справлял… .Но только была в нем отличка одна от других попов особа — поп наш бороться на опоясках любил! И до того он к этому делу пристрастился, что дело до преосвященного архиерея Евтихия дошло. Тот на Дормидонта-то епитимью накладывал, обещал сану лишить. Да только не мог Дормидонт свою завычку бросить! И по правде сказать, силенка в ем была -у нас в деревне против попа никто устоять не мог.И шла по округе слава:

— Кривинский поп Дормидонт — первеющий борец!».

Интересно отметить, что известны случаи, когда побежденный возвращался к себе домой босиком, а его победитель — с сапогами, перекинутыми через плечо. В борьбе на пояски трофеем мог быть пояс или ремень, а в борьбе навручки (см. Навручки) даже штаны. Последнее случалось и у запорожских казаков на «козацьких герцях» — поединках. Вообще, обычай отбирать какой-либо из элементов одежды побежденного в борцовских состязаниях у славян имеет очень древнюю историю. Упоминания о таких случаях известны еще со времен Киевской Руси. Так, в борцовских соревнованиях практиковалось условие — уговор «на цветно платье». В одной из популярнейших песен XVI в. «Мастрюк Темрюкович» (в иных вариантах известна также как «Песнь о Кострюке»), в которой в некоторой степени отражены действительные события времен царствования Ивана Грозного, описан обычай побежденного соперника «нага спустить». Борцы просят у царя разрешения не просто побороть Мастрюка, но и раздеть его донага:

«Никита Романович

Привел борцов ко двору,

Говорили тут борцы-молдцы:

«Ты, Никита Романович,

Ты изволь об том царю доложить,

Сметь ли нага спустить

С царским шурином,

И сметь ли ево побороть?»

Далее приводится описание, как один из борцов бросает своего соперника наземь и срывет с побежденного бесчувственного соперника практически все, что на нем есть.

По мнению ученого Б.В. Горбунова поясная борьба была заимствована русскими и другими восточными славянами у тюркских народов. Он пишет: «ряд фактов даёт основание полагать, что борьба на поясах заимствована русскими и другими восточными славянами у тюрских народов… На заимствование указывает и то обстоятельство, что борьба на поясах была распространена в основном на Юге России, в Поволжье, на Южном Урале, в Западной Сибири и на Юге Украины. В то же время она не известна на русском Севере, где устойчиво существовали древние русские традиции.

По-видимому, при постепенном продвижении славян в Нижнее Поволжье, на Урал, в Сибирь, Среднюю Азию, а также при миграции тюрок в Центр России и на Украину, те и другие вступали во взаимные контакты — трудовые, бытовые, брачные. В подобных ситуациях обычна диффузия элементов народной культуры». Того же мнения придерживается другой российский исследователь А.С. Тедорадзе, который на анализе доступных ему письменных источников и материалов экспедиций в Тамбовской области пришел к следующему заключению: «Подтвержден ранее высказанный тезис о том, что борьба «на поясах» заимствована у тюркских народов».

С этими выводами где-то можно согласиться. Естественно, что во время происходящих на протяжении длительного времени контактов славян с иранскими, тюркскими, кельтскими, германскими, балтскими и другими народами происходили заимствования элементов их культуры, в том числе, и в области рукопашных состязаний. Практически у всех упомянутых групп народов с глубокой древности, а местами и сейчас культивируется борьба «на поясах». В некоторых регионах, например Юга России и Южной Украины, ее действительно заимствовали от тюркских народов.

Продолжение …