На пояски; на опоясках; под пряжки; на кушаках; на мотки; на веревки; на ремни; за ремни; на ламка; поясная борьба; за пояски — один из видов традиционной русской народной борьбы. Представляет собой борьбу, в которой соперники обоюдно схватывают друг друга руками крест-накрест за пояса или ремни и удерживают этот захват до конца схватки. Для победы, как правило, необходимо бросить соперника на землю. В некоторых местностях, например, южных районах России, проигравшим считался борец, который коснулся земли любой частью тела кроме стоп.

Поясная борьба не была однотипной и имела две основные разновидности, которые, согласно некоторым российским исследователям, в частности, доктору исторических наук Б.В. Горбунову, «различались по тому, разрешались или нет подножки».

Кроме того, для борьбы на пояски характерно наличие целого ряда локальных территориальных и этнотерриториальных вариантов. Вот, например, что представляла собой борьба на пояски в некоторых селениях русской Сибири: «Одну из самых необходимых принадлежностей полянки составляет борьба. Обыкновенно борцы из верхнего конца борются поочередно с борцами из нижнего конца. Борьбу ведут только двое, остальные же в качестве любопытных окружают место борьбы толстым живым кольцом.

Борьбу всегда открывают маленькие борцы. Каждый борец, выходя в круг, должен быть повязан через одно плечо и вокруг себя опояской. Цель борьбы заключается в том, чтобы уронить противника на землю 3 раза. Кто успеет это сделать раньше другого, тот считается победителем. Во время борьбы опускаться руками от опояски строго воспрещается. От маленьких борьба постепенно переходит к большим. В конце концов остается самый искусный борец, которого никто не мог победить, и он, как говорят, уносит круг. Унести круг — это значит одержать такую победу, которая служит предметом гордости не только для самого борца, но и для всего «конца» или деревни, к которым он принадлежит».

О борьбе старообрядцев, проживающих на Алтае, где ее еще иногда называют «через плечо» пишет В.А. Липинская: «В некоторых селениях мужчины соревновались в борьбе. В пос.Верх-Алейском и в д.Ново-Алейской, как рассказывал П. Максименков, применяли народный прием борьбы «через плечо». Борцы (по местному — «борса») брали друг друга за опояски, которые специально для этого ткали из конопли. Крестьяне к бахроме опоясок привязывали бубенчики. Противники, кружа один возле другого, пытались перекинуть соперника через плечо».

Свои особенности борьба «на поясах» имела на Дону, у тамошних казаков, которые называли ее ломок, ламок, на ламка или под пряжки. Согласно записям, сделанным составителями «Словаря русских донских говоров» на колоритном языке местных жителей, эта борьба представляла собой следующее:

«Ломок [ламок]. Вид борьбы. В ламке бируть за пояс и чирис сибя брасають. Бороться на ламка — Состязаться в ловкости и силе. Зямой выходють на Дон и борюцца на ламка. Бяруцца за пояс друг друга и валють хто каво».

«Пряжка [пряшка] — кушак. Под пряжки бороться, драться. Борються, держа друг
друга за пояс. Двоя боряца, хватають за-поис и стараюцца повалить друг друга. Эта называецца пат-пряшки».

Соревнования по борьбе на поясах как, впрочем, и по другим ее видам, русские устраивали во время различных традиционных календарных, светских и религиозных праздников, в том числе и в зимнее время. Отмечены случаи, когда схватки борцов,  нередко за хороший приз, становились украшением свадебных торжеств, как это встречалось у вышеупомянутых донских казаков.

Продолжение …