Набан; набанлоунчжин; набанпуэ — национальная борьба у народов Бирмы , известная с древнейших времен. Археологические находки свидетельствуют, что местные народы, например, пью (или пяо), занимались ей еще в IV в. В период Средневековья борьба являлась важной составляющей системы подготовки как рядовых воинов, так и воинской элиты и правящей верхушки. В мьянмарских хрониках династии Паган (XI-XII вв.) центрами распространения борьбы, как и вообще боевых искусств, были буддийские монастыри («поунджи чаун»). Основным центром обучения была своеобразная «военная академия» Газа Кхунит Кьяунг или Кхо Кьяунг, в которой воины, сыновья правителей и аристократов, изучали не только боевые искусства, но и получали широкое образование. Их наставниками обычно были буддийские монахи (саядо, упазин). Кроме того, боевым искусствам специально обучались телохранители короля.

Исход битвы армий в то время зачастую решался в поединке двух отборных воинов, в качестве которых нередко выступали полководцы и правители. Сохранилась легенда о герое X в. Кун Ате из народа мон (Южная Мьянма), который проявил себя во время войны княжеств Тотон и Пегу с войсками тамильских чалов: «Легенда рассказывает о том, что на землю монов пришла индийская армия, и индийцы заявили: «Мы победим и вернем себе страну Монов». Они под водительством короля Ламбы, человека громадного роста и силы, пришли на многочисленных кораблях и окружили Пегу. Потом прислали письмо монскому царю, в котором говорилось: «Найди такого богатыря, чтобы мог побороть нашего царя». Монский царь долго не мог отыскать добровольца померяться силой с Ламбой. Как-то один охотник увидел в лесу пастуха, который согласился на поединок, победил индийского царя, захватил в плен семь больших кораблей и три с  половиной тысячи индийских воинов».

Как отмечает историк Н.А. Авченко, в XIV в. когда княжества Ава, Пегу, Паунгу, расположенные на территории современной Мьянмы вели борьбу против феодальных государств, эти поединки представляли собой своеобразную боевую эстафету: «дошедшие до нас легенды повествуют, что поединок начинался со стрельбы из лука («мя»), затем следовало состязанием на кинжалах, в метании копья, в борьбе…» .

Техника борьбы вошла в арсенал многих местных боевых искусств (мьянма тхайнинг), таких как, например, популярное сегодня во многих странах бандо.

Состязания по борьбе (набан-шинлоун) проводятся во время различных календарных праздников, например, в Бирманский Новый год «Тинджан» (приблизительно, середина апреля), «Праздник первой борозды», «Праздник огня и света» и др. Известно, что устраиваются также соревнования между жителями разных деревень. Самого сильного борца в таких состязаниях удостаивают звания баламаун.

Борьба набан не является унифицированной и имеет свои особенности в зависимости от района или народности Мьянмы. Так, например, различаются набан у качинов, набан народа чин, а также так называемая «араканская борьба», получившая распространение у мусульманского населения страны и имеющая по мнению специалистов индийское происхождение. Однако, в целом набан представляет собой борьбу вольного стиля, в которой борцам (набанлоундама) разрешается производить захваты за любую часть тела и выполнять броски с помощью ног. Для победы необходимо, чтобы соперник коснулся земли спиной.

Еще в одной известной разновидности борьбы набан схватка ведется только в стойке без продолжения борьбы на земле. Очень часто борьба начинается с обоюдного захвата туловища руками «в обхват». Иногда борец берет захват за набедренную повязку (пояс) соперника. Взятый захват в процессе борьбы разрешается менять. Так при проведении бросков разрешены различные захваты руками, но только выше пояса — захват ниже пояса считается нарушением правил. Для победы необходимо заставить соперника коснуться земли «тремя точками», например, коленями и рукой, либо, наоборот, двумя руками и коленом.

У каренов (группа народов на юге и юго-востоке Мьянмы) встречается вид набан «на поясах», где захват обеими руками за пояс соперника удерживается до конца схватки, за чем следят судьи и зрители.