Нага — группа народов (ангами, сема, ренгма, коньяк, ванчо, нокте, сангтам и др.), проживающих на северо-востоке Индии (шт. Нагеланд, Манипур, Ассам) и пограничных районах Мьянмы. Каждый из этих народов имеет свою историю развития борьбы, так же как и называет ее по-своему. У ангами она известна под именем кеннех (kenneh), у ванчо -йаам (jaam), у сема — кукало (kukalo), ронгмей нага называют борьбу анаомей (anaomei), чакесанг нага — куну (kunu), ао нага — меланг (melang) или мелангтеп (melangtep), тангкул нага — khajjatuk, и т.д. Таким же разнообразием отличаются традиции и правила борьбы. Так, например, у народа кеза нага в борьбе менох (menoh) соперники схватывают друг друга крест-накрест, сцепляя руки в замок на спине соперника. Приемы с воздействием ногами на ноги соперника запрещены. «Если руки, колени или какая-нибудь другая часть тела коснулась земли [борцу] объявляется поражение». У ванчо для победы необходимо, чтобы соперник упал спиной на землю.

У чакесанг и некоторых других групп нага борьба исключительно поясная, где захват обеими руками удерживается до конца схватки. Перед поединком борцы проверяют как повязан пояс у соперника. Поединок ведется только в стойке, применяются приемы с воздействием ногами на ноги соперника. Для победы необходимо бросить соперника на землю.

Сегодня борьба нага возведена в ранг национального спорта в штате Нагеланд. Один из известных борцов-ангами Anguile Meyase сказал: «соревнования борцов восстанавливают нашу культуру, то чем наши предки очень гордились. Это — спорт, где люди любого возраста объединяются; молодой и старый, участвуют с воодушевлением».

В основу общенационального для нага вида борьбы были положены правила борьбы народа ангами, которые практически схожи с традиционными правилами народов чакесанг, зелианг, мао и ао нага. Известный исследователь народов Азии Дж. Хаттон, наблюдавший борьбу ангами в начале XX в. описывает ее как борьбу в обхват, в которой соперники охватывают друг друга крест-накрест и сцепляют руки в замок на спине  соперника.

Унифицированный стиль единоборства представляет собой борьбу, проводимую в стойке без продолжения схватки на земле. Борьба, как правило, начинается с обоюдного захвата туловища двумя руками крест-накрест — «в обхват». Часто, захват производился за набедренные повязки (или специально повязанные пояса). Захват в процессе борьбы разрешалось менять. В борьбе у нага допускаются различные захваты руками при проведении броска, но только выше пояса — захват ниже пояса считается нарушением правил. Для победы необходимо заставить соперника коснуться земли «тремя точками», например, коленями и одной рукой или двумя руками и коленом. Победитель определяется по результату трех схваток.

Соревнования устраиваются под эгидой NWA — «Ассоциации Борьбы Нагеланда», а также ряда местных организаций, например, таких как «Western Angami Sports Association (WASA)» и Chakhesang Wrestling Association (CWA). В CWA далее введены следующие категории национальной борьбы: мужчины -55-60 кг, 60-66 кг, 66-74 кг, 74-84 кг, 84-96 кг, 96-120 кг; женщины: 48-51 кг, 51-55 кг, 55-59 кг, 59-63 кг, 63-72 кг.

В прошлом посредством борцовского поединка разрозненные племена нага нередко улаживали межплеменные конфликты. Борьба являлась также обязательной частью комплекса военно-физической подготовки. Отметим, что и в наши дни целый ряд племен нага отличается воинственностью, а в относительно недавнем прошлом каждый юноша и мужчина племени был охотником за человеческими головами.

Борьбе, как и другим воинским дисциплинам, обучались под руководством опытных воинов, членов мужского дома (морунг или ариджу у племени ао-нага). И.М. Ковалев отмечает существование такой традиции у племени сема-нага: «казейпью» «заведующий» мужским морунгом, обучает своих подопечных борьбе, танцам, пению… ».

Соревнования устраиваются во время проведения различных праздников. Соперниками нередко становились команды, представляющие разные морунги или селения. Юноша-победитель мог рассчитывать на внимание и благосклонность девушек своего возраста.